За полтора года пандемии коронавируса, с мая 2020-го по осень 2021 года, ситуация с оснащением больниц и поликлиник медицинским оборудованием и средствами защиты несколько улучшилась. Однако увеличение бюрократической нагрузки одновременно с ростом заболеваемости вызвало рост усталости и профессионального выгорания врачей, а также снизило доступность лечения неинфекционных заболеваний. Таковы результаты исследования ученых ВШЭ.
Авторский коллектив ВШЭ под руководством директора Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергея Шишкина изучил мнение работников здравоохранения о готовности больниц и поликлиник к работе в экстремальных условиях пандемии.
Свои выводы они изложили в препринте ВШЭ «Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса. По данным опросов медицинских работников».
Авторы провели онлайн-опросы медиков в мае 2020-го и октябре — ноябре 2021 года, первый из них охватил 5544, второй — 5010 медицинских работников, подавляющее большинство которых (91,6 и 93,6% респондентов соответственно) работали в государственных медицинских организациях. Выборка работников в 2020 и 2021 годах несколько различалась: в первом опросе медработники стационаров составляли 47,4% — на 4 п.п. больше, чем во втором; доля сотрудников скорой помощи, напротив, была выше во втором опросе (15% против 11,6%). Для сопоставимости результатов данные ответов в опросе 2021 года были нормализованы в соответствии с выборкой опроса 2020-го в части категорий медработников и видов организаций, в которых они трудятся.
90,3% опрошенных в октябре — ноябре 2021 года врачей лично лечили пациентов с COVID-19, а среди врачей скорой помощи и участковых лишь около 2,5% указали, что не имели опыта общения с такими пациентами. По оценкам медиков, более половины пациентов, обращавшихся за медицинской помощью в период пандемии, болели COVID-19. Чаще с такими пациентами сталкивались врачи, работающие в мегаполисах (56%), реже — в селах и малых городах с численностью населения менее 100 000 человек (42,5 и 45,2% соответственно).
Доля медиков, переболевших коронавирусом, в разных населенных пунктах различается незначительно. Контраст между примерно одинаковой долей медицинского персонала, переболевшего COVID-19, и неравным уровнем обеспеченности средствами индивидуальной защиты в разных типах населенных пунктов может быть интерпретирован как свидетельство невысокой эффективности применяемых средств защиты, полагают авторы.
Чего не хватало
Респонденты в целом сдержанно оценили готовность своих организаций к оказанию помощи пациентам с COVID-19. Средние по выборке оценки по пятибалльной шкале (от 1 — «ситуация критическая» до 5 — «отлично») элементов готовности колебались от 2,7 до 3,4. Оценка достаточности коечного фонда снизилась с 3,1 в мае 2020 года до 2,9 в октябре — ноябре 2021-го. Оценка опрошенными обеспеченности лекарствами за 1,5 года не изменилась, составляя 3 по пятибалльной шкале. Немного улучшились оценки оснащенности медицинским оборудованием и инструментами — с 2,9 в 2020 году до 3,0 в 2021-м — и обеспеченности персоналом — с 2,8 до 2,9. Серьезно, по мнению медиков, улучшилась обеспеченность средствами индивидуальной защиты: в 2020 году ее оценили в 2,7 балла, а в 2021-м — в 3,4. Выше других оценивали готовность больниц и поликлиник к лечению ковидных пациентов медики Москвы, ниже — в селах.
Наиболее серьезной проблемой медицинских учреждений в 2021 году медики назвали нехватку лекарств (42,4% опрошенных), недостаток компьютерных томографов (29,4% опрошенных) и аппаратов искусственной вентиляции легких (23,5%). Причем если ситуация с ИВЛ и кислородными аппаратами за 1,5 года улучшилась, то дефицит машин для скорой обострился: доля сообщивших о нем выросла с 16,7 до 24,4%.
Чаще других о нехватке лекарств и оборудования сообщали врачи, работающие в сельской местности: 54,7% отметили, что не хватает лекарственных препаратов, 52,3% — компьютерных томографов, 40,2% — машин скорой медицинской помощи. Опрос 2021 года показал, что наиболее напряженная обстановка с обеспеченностью лекарствами сложилась в Южном, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах, где их недостаток отмечала почти половина врачей.
Наиболее острая нехватка компьютерных томографов ощущалась в СКФО (39,6%), недостаток машин скорой медицинской помощи — в Центральном и Уральском округах (29,7 и 27,5%). Наибольший дефицит аппаратов ИВЛ (31,5 и 28,3%) отмечали представители Дальневосточного и Сибирского округов.
Фото: iStock
Пандемия также обострила кадровые проблемы отечественной медицины. Наибольшая доля респондентов в октябре — ноябре 2021 года отметила нехватку медсестер и терапевтов — 47,4 и 42,5% соответственно. По сравнению с 2020 годом нехватка этих категорий персонала (а также фельдшеров) выросла. Осенью 2021-го наиболее острый дефицит терапевтов отмечался на селе (67,6%) и в городах с населением менее 100 000 жителей (64,8%). В малых городах серьезным оказался недостаток медицинских сестер (47,9%) и анестезиологов-реаниматологов (47,2%).
Загрузка медучреждений лечением больных коронавирусом и дефицит кадров привели к снижению доступности медицинской помощи при неинфекционных заболеваниях — это отметили 82,9% респондентов. Чаще всего об этом говорили медики из УФО и ЦФО — 86,0 и 85,9% соответственно, реже — медики из СКФО (73,5%).
Среди врачей ухудшение доступности медпомощи отметили 87,9% и более 90% врачей стационаров. Это объяснимо: в период пандемии приоритетом стационарной помощи стало лечение пациентов с COVID-19. В сельской местности об этой проблеме говорят 58,2% врачей, но и здесь ухудшение отмечает значительное большинство специалистов.
Работать пришлось больше
В период пандемии подавляющее большинство медицинских работников — 93,6% в 2021 году — сообщили, что им пришлось работать больше, из них 83,7% — что «намного больше». Почти две трети опрошенных отмечали, что за последние 1,5 года испытывали желание уволиться, причем среди участковых врачей об этом задумывались 76,7%. Чувствительной для медиков проблемой в организации их труда стал рост объема бумажной работы, отвлекавшей их от лечения. В октябре — ноябре 2021-го это отметили 72,7% респондентов. Внедрение информационных технологий привело к росту объема бумажной документации — на это сетовали 53,6% опрошенных.
Увеличение объема работы и ее трудные условия вызвали серьезные физические и психоэмоциональные перегрузки медиков. В 2021 году только 7,4% респондентов не демонстрировали признаков профессионального выгорания. Его признаки (раздражение плохой организацией работы, жалобы на невозможность повлиять на ситуацию и отсутствие сил для полноценного общения с близкими) особенно выражены у врачей амбулаторно-поликлинического звена и участковых.
В начале ноября 2021 года о росте зарплаты в связи с распространением эпидемии сообщили 48,9% респондентов, в том числе 20,8% назвали его значительным, 28,1% — несущественным, а 22,4% рассказали об уменьшении зарплаты. По сравнению с маем 2020 года доля отметивших рост зарплаты повысилась. Тем не менее доля респондентов, сообщивших об увеличении оплаты труда, почти вдвое меньше, чем доля отметивших рост интенсивности своего труда и оказывавших помощь больным коронавирусом.
Размером «коронавирусных выплат» удовлетворены 37,1% опрошенных медицинских работников, почти половину (48,2%) размер этих выплат не устраивает. Врачи чаще сообщали об удовлетворенности «коронавирусными выплатами» — 44,7%, не удовлетворены ими 41,4% врачей. Чаще всего об удовлетворенности их размером говорили врачи, представляющие сельское здравоохранение, — 47,6%, и врачи мегаполисов (исключая Москву) — 47,7%.
«Это может свидетельствовать о недостаточной сбалансированности роста заработной платы с существенно усложнившимися условиями работы в отрасли», — считают авторы исследования.
Доверие статистике и вакцинация
64,9% медицинских работников считали официальные данные о числе зараженных заниженными, доля недоверяющих выросла за 1,5 года на 4 п.п. Доверие врачей официальным данным в обоих опросах еще ниже: 73,2% назвали их заниженными, в том числе 52,4% — «сильно», а 20,8% — «незначительно». У столичных врачей уровень доверия официальной статистике выше, но и среди них 60,7% считают официальные сведения преуменьшенными, из них 38% — «значительно».
Опрос октября — ноября 2021 года показал: 60,7% (в Москве — 50,4%) врачей считают необходимой обязательную вакцинацию, 68,3% (56% в Москве) утверждают, что всегда рекомендуют пациентам прививаться.
Исследование показало: острота кадровых проблем здравоохранения, большая нехватка ряда специалистов вместе с ростом нагрузки и увеличением объема бумажной работы в период пандемии привели к профессиональному выгоранию подавляющего большинства медиков. Решение этих проблем, уверены авторы, нельзя откладывать. «Необходима многоплановая работа с кадрами и в первую очередь — пересмотр условий оплаты труда и реализация мер психологической и социальной поддержки», — пишут они. Эксперты ВШЭ также указали на снижение доступности помощи при неинфекционных заболеваниях. «Восстановление достигнутого до пандемии уровня доступности медицинской помощи является важнейшей задачей государственной политики», — резюмируют исследователи.
Авторский коллектив исследования «Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса. По данным опросов медицинских работников»: директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин, заместитель директора Дирекции по экспертно-аналитической работе ВШЭ Руслан Артамонов, ведущий аналитик Института государственного и муниципального управления ВШЭ Николай Лаврентьев, ведущий аналитик Центра политики в сфере здравоохранения Светлана Сажина.