Одной из ключевых задач Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ является разработка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и развитие политики в области конкуренции на евразийском пространстве и в формате БРИКС+. Помимо активного сотрудничества с Евразийской экономической комиссией, наиболее плотную работу центр сегодня выстраивает также с Казахстаном и Узбекистаном. Об этом — в материале HSE Daily.
Евразийский антимонопольный форум
Международный центр конкурентного права и политики БРИКС выступил соорганизатором Евразийского антимонопольного форума, состоявшегося в Алма-Ате 6–7 октября. Директор центра Алексей Иванов модерировал открывшее форум пленарное заседание «Защита и поддержка конкуренции в меняющейся реальности».
В пандемию появились новые вызовы и условия экономической деятельности, которые потребовали переосмысления роли конкуренции, отметил в ходе дискуссии Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России. В этом смысле перед Россией и Казахстаном стоят схожие задачи, которые подробно сформулированы в указе об основных направлениях развития конкуренции в РФ и указе об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022–2026 годы.
Асадулла Каюмов, первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Узбекистана, рассказал об истории создания ведомства. В 2019 году комитет был отделен от Комитета по приватизации, а в 2020-м принял Стратегию по развитию и защите конкуренции в Республике Узбекистан. Сейчас антимонопольным органом ведется работа по внедрению новых терминов в сфере регулирования цифровых рынков — они прописаны в законопроекте, который уже находится на этапе рассмотрения в парламенте.
Фото предоставлено Центром БРИКС
Вопрос о несоответствии антимонопольного законодательства начала 90-х сегодняшним реалиям поднял Джафар Бабаев, главный советник Государственной службы по антимонополии и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджана. Необходимо также оптимизировать структуру управления и полностью оцифровать деятельность, убежден чиновник. Говоря об основных направлениях работы своего ведомства, таких как защита конкуренции и прав потребителей, контроль за качеством инфраструктуры и госзакупками, Джафар Бабаев отметил: «В центре всего — потребитель, во всех этих областях основным субъектом является он».
Ужвал Кумар, заместитель директора организации CUTS International (Индия), давний партнер Центра БРИКС, подчеркнул, что в период кризиса регуляторные органы должны проявить гибкость и своевременно реагировать на новые вызовы. «Изменение климата, геополитика, пандемия COVID-19 повлияли на устойчивость цепочек поставок, и конкурентное право должно адаптироваться к обстоятельствам», — отметил он.
Об актуальных трендах в антитрасте, в частности об идеях необрандайзианства в США и активной борьбе с цифровыми монополиями, высказался Марат Омаров, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Республики Казахстан. По его мнению, «запрос на регулирование монополий в обществе есть». Однако важно развивать подход bottom-up, то есть практику подачи частных исков, и активность судов.
Для успешной борьбы с региональными монополиями необходима также сеть обмена информацией и опытом по примеру European Competition Network, убежден Марат Омаров. АЗРК открыто к сотрудничеству с общественными экспертами, институтами развития и консалтинговыми агентствами.
Директор Центра БРИКС Алексей Иванов заявил, что бороться надо с причиной проблемы, то есть в первую очередь необходимо рассмотреть механизмы регулирования цифровых рынков.
«Проблема защиты конкуренции на цифровых рынках глобальная. Она очень серьезно стоит во всех юрисдикциях, и к ней сейчас пытаются найти подходы все антимонопольные регуляторы. Это очень непросто. Не существует какого-то универсального ответа или рецепта. Главное — понять, где находится баланс между защитой конкуренции и свободными экономическими процессами рынка», — отметил Алексей Иванов.
Также в ходе сессии Алексей Иванов напомнил, что изначально антитраст родился в условиях кризиса как ответ на экстренную ситуацию: «Мы привыкли смотреть на антитраст как на мягкую меру, применяемую в обычных условиях, но экстренный антитраст применим и для выхода из кризиса».
Регулирование цифровых экосистем
В рамках Евразийского антимонопольного форума Центр БРИКС провел в Университете КИМЭП семинар «Фрагментация и цифровые экосистемы: как обратная глобализация влияет на конкуренцию и развитие цифровых рынков» совместно с Евразийским отделением ASCOLA (Academic Society for Competition Law), одной из ведущих международных организаций в области антимонопольного права. В семинаре приняли участие ведущие ученые Европы и стран БРИКС, а также юристы-практики и представители антимонопольных ведомств, в том числе председатель АЗРК Республики Казахстан Марат Омаров.
На семинаре обсудили вопросы регулирования на цифровых рынках и состояние конкуренции во времена фрагментации и турбулентности. Алексей Иванов представил концепцию экоантитраста — комплексного подхода к анализу и регулированию цифровых платформ, основанного на аналогиях с природными экосистемами. Этот подход на протяжении последнего года Центр БРИКС разрабатывает совместно с Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA).
Борьба конкурентных ведомств разных стран с цифровыми монополиями носит фрагментарный характер и потому малорезультативна. В свою очередь экоантитраст предлагает цельный подход к регулированию. «Для достижения общих целей на евразийском пространстве мы должны говорить на общем языке регулирования, так же как мы нашли общий язык по вопросам изменения климата и биоразнообразия», — убежден Алексей Иванов.
Напомним, что Центр БРИКС работает с Казахстаном не первый год и уже выстроил добрые партнерские отношения с целым рядом научных и экспертных центров и антимонопольным ведомством. Так, в рамках прошлого Евразийского антимонопольного форума состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве Центра БРИКС с Международным центром конкурентного права, инноваций и политики Республики Казахстан.
Узбекистан: большие перспективы
«Сотрудничество Центра БРИКС и Антимонопольного комитета Республики Узбекистан, еще молодого конкурентного ведомства, является важным шагом как в укреплении формата БРИКС+, так и в продвижении повестки развития конкуренции на рынках перспективных экономик евразийского и центральноазиатского региона», — уверен Алексей Иванов.
Фото из личного архива Алексея Иванова
Этим летом по запросу Антимонопольного комитета сотрудники центра подготовили аналитические комментарии к проекту Закона Республики Узбекистан «О конкуренции». На период с 10 по 21 октября директор центра Алексей Иванов получил приглашение в Ташкент для очного участия в работе экспертной группы по подготовке поправок в данный законопроект.
Алексей Иванов и эксперт центра Дарья Котова провели переговоры с представителями Антимонопольного комитета Республики Узбекистан. Во встрече принимали участие Асадулла Каюмов, первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Узбекистана, и Фаррух Карабаев, заместитель председателя Антимонопольного комитета Узбекистана.
Представители Центра БРИКС и антимонопольного регулятора Узбекистана обсудили возможности сотрудничества по основным направлениям, особенно актуальным для узбекского антимонопольного ведомства.
В частности, речь шла о развитии исследовательской сети для нужд антимонопольных органов на евразийском пространстве. Кроме того, были затронуты вопросы изменения и модернизации существующего режима естественных монополий. Удалось обсудить и развитие законодательства о торговле в интересах развития конкуренции в сфере ритейла. И конечно, в фокусе внимания оказались вопросы последних тенденций и проблем в регулировании цифровых платформ и экосистем.
Участники встречи отметили важность совместной работы и кооперации антимонопольных органов стран евразийского региона и стран — членов БРИКС и наметили перспективы дальнейшего сотрудничества.