Юлия Ремезова: возможности цифрового высшего образования безграничны

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Пандемия стала драйвером для ускоренной цифровой трансформации системы образования. Традиционные университеты и EdTech-компании стали активно развивать онлайн-сегмент. О последних тенденциях и о том, какое положение на рынке онлайн-образования занимает сегодня Вышка, в колонке для HSE Daily рассказывает Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.

Цифровые вызовы эпохи COVID-19 заставили образовательную систему пересмотреть институциональные подходы. Треть регистраций на ведущих мировых платформах онлайн-образования приходится на 2020 год: 180 млн пользователей слушали открытые курсы и изучали программы, представленные 950 университетами. Успех первой в истории ВШЭ онлайн-сессии для 33 тысяч студентов и проведенной онлайн приемной кампании 2020 года для более чем 7,5 тысячи студентов показал, что в цифровом формате возможно не только обучение, но и техническое сопровождение всех организационных процессов. После объявления локдауна мы за день перевели 50 тысяч студентов четырех кампусов Вышки в онлайн.

Профессор в цифре

Мы активно шли в онлайн-образование и до ковид-шока, но в результате пандемии и преподавателям, и студентам пришлось в ускоренном темпе осваивать технологии обучения в дистанционном формате, реструктурировать привычную деятельность. Академическому составу университетов в этом вопросе должны помогать соответствующие специалисты. Я считаю, что один из главных вызовов в связи с расширением онлайн-образования — поддержание его качества. Это вопрос не только контента, но и системы оценивания, мониторинга прохождения образовательной траектории. Развитие онлайн-образования должно сопровождаться сервисами измерения сформированных знаний. В Высшей школе экономики отстроена система оценки уровня цифровых компетенций, связанных с алгоритмическим мышлением, языками программирования, машинным обучением, анализом данных. Доля преподавателей Высшей школы экономики, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного высшего образования, выросла с 30 до 70%.

В пандемию в Высшей школе экономики начали работать более сотни лидеров мирового академического сообщества, профессоров ведущих университетов, которые, согласно внутреннему исследованию НИУ ВШЭ, обеспечили более высокую вовлеченность студентов в образовательный процесс, чем средний сотрудник кампусной Вышки. Таким образом, социальное взаимодействие не вытесняется онлайном, а, напротив, усиливается им. 

Подготовка специалистов нового типа

В развивающихся странах развитию онлайн-образования способствуют интенсивные темпы роста населения, в развитых — запрос работодателей на повышение цифровой квалификации кадров и переподготовку специалистов. В ближайшие годы из-за автоматизации производств работы лишатся 150 млн специалистов. Быстрая цифровизация меняет ландшафт рынка труда: 40% навыков, которыми обладают работники сегодня, не будут актуальны завтра. Ключевыми профессиональными сферами для рынка труда будущего станут анализ данных и искусственный интеллект, инжиниринг и облачные технологии, разработка продукта, продажи, маркетинг, контент-менеджмент и пр. Трансформация экономики, рынка труда, скорость развития технологий и «цифры» создает контекст для развития системы высшего образования. Задача вузов — подготовить специалистов нового типа.

Сегодня Вышка — это современный онлайн-университет, который объединяет на собственной платформе студентов, преподавателей, отраслевых экспертов и индустриальных партнеров. Мы уже десять лет развиваем цифровые технологии и инструменты в образовании, науке и управлении. НИУ ВШЭ — соучредитель Национальной платформы открытого образования, в рамках проекта «Сетевое взаимодействие» Вышка как транслятор академической экспертизы сотрудничает более чем с 40 университетами из России, Казахстана, Киргизии и Армении. Коллеги интегрируют онлайн-курсы ВШЭ в образовательный процесс. Несмотря на то что МООК Вышки традиционно пользуются высоким спросом, на рубеже 2019 года мы стали отчетливо понимать, что в нашей линейке онлайн-продуктов не хватает полноценных программ. Уже в начале 2020 года мы представили на международной платформе первую и на тот момент единственную в России магистерскую онлайн-программу Master of Data Science. В 2021 году университет осуществил успешный набор уже на 11 онлайн-программ, из них 5 англоязычных.

Мы продолжили развивать образовательный портфель университета с учетом возможностей полностью онлайновых программ и в этом году осуществили прием на 16 online degree — 4 бакалаврские и 12 магистерских. Программы помогают получать знания и развивать свои навыки в области экономики, финансов, бизнес-анализа, компьютерного зрения, цифровых платформ, машинного обучения, лигалтеха, кибербезопасности и пр.

На данный момент в Высшей школе экономики самые большие по численности онлайн-бакалавриат и онлайн-магистратура в России. В Вышке учатся более 1500 онлайн-студентов. Онлайн-программы, особенно магистерского уровня, открывают доступ к постопытному образованию и дают возможность оперативного обновления компетенций в унисон с развитием технологий. На самую многочисленную онлайн-программу НИУ ВШЭ «Управление цифровым продуктом» в этом году поступило 160 студентов, большинство из которых уже имеют диплом о высшем образовании и профессиональный стаж. Программа «Финансы» способна поднять на новый уровень управление организациями разного масштаба, поэтому среди ее студентов можно встретить владельцев бизнеса и основателей стартапов.

В целом по сравнению с 2021 годом в России в 4,5 раза увеличилось количество онлайн-программ. Наиболее популярные направления: Data Science и программирование, управление IT-продуктами, дизайн, маркетинг, экономика и финансы.

Коллаборации и возможности

В условиях роста всегда возникает дифференциация качества, и это новый вызов для Высшей школы экономики: принципиальными являются вопросы стандартов качества и контроля качества. На рынок с онлайн-программами выходят разные университеты, в том числе достойные конкуренты.

В развитии рынка участвуют крупные EdTech-компании, в числе которых «Нетология». С ней НИУ ВШЭ реализует три совместные программы. Важно отметить, что коллаборация EdTech-компаний с вузами выгодна и тем и другим. Вузы получают маркетинговую поддержку, инновационные сервисы и возможность масштабирования, а бизнес — академическую экспертизу и бренд ведущего вуза, которому доверяют абитуриенты, так как обеспечивается заявленное качество образования.

Возможности цифрового высшего образования без привязки к кампусу по-настоящему безграничны. Можно учиться у ведущих отраслевых экспертов из любой точки мира, в любое удобное время, без необходимости ставить карьеру на паузу. Высшее онлайн-образование позволяет общаться с лидерами индустрий в режиме реального времени в рамках бизнес-лабораторий, семинаров, проектных вебинаров. Интерактивные практические занятия дают возможность сконцентрироваться на решении бизнес-задач от заметных игроков рынка и быстро расти в профессии, строя карьеру еще во время учебы.

Вышкинцы выходят на рынок труда с высокими зарплатными ожиданиями, которые оправдываются в подавляющем большинстве случаев. Согласно данным Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, 83% выпускников чувствуют себя конкурентоспособными на рынке труда, столько же респондентов работают по специальности, уровень трудоустройства опрошенных на момент окончания университета — 96%.

Дата публикации: 24.10.2022

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: