Ориентироваться в быстро меняющемся мире и эффективно адаптироваться к нему помогают soft skills (гибкие (мягкие) навыки). Это справедливо и для профессиональных ситуаций, и за пределами офиса — в дружеской компании или в семье, в любом межличностном общении. Какие из этих умений самые нужные, рассказали специалисты факультета социальных наук НИУ ВШЭ на вебинаре «Soft Skills: мягкие навыки специалиста XXI века».
Soft skills будут востребованы всегда и везде, оставаясь актуальными в меняющихся условиях, говорят специалисты Вышки. На факультете социальных наук подготовлена модульная программа, состоящая из четырех курсов. Курсы будут проходить в смешанном формате — видеолекции с основными теоретическими блоками и практическая часть. Их программы практико-ориентированные, поэтому большая часть будет отведена под тренинги, упражнения, разбор кейсов и методик.
Курс «Управление конфликтами» — хронологически первый в программе, его старт состоится уже 10 ноября, рассказала Милана Хачатурова, доцент департамента психологии факультета социальных наук. «Конфликтов бояться не нужно. Слово “конфликт”, как и слово “стресс”, воспринимается в негативном контексте, но на самом деле их негативный окрас преувеличен. Безусловно, есть ряд деструктивных конфликтов, когда участники начинают переходить на личности и невнимательно относиться к доводам своих оппонентов. Таких конфликтов нужно избегать, чтобы не тратить свои ресурсы зря. А что касается конструктивных конфликтов, то они помогают понять сложности взаимоотношений и выявить моменты напряжения. Такой конфликт может благотворно повлиять на дальнейшее развитие отношений», — пояснила она.
Слушатели курса научатся анализировать конфликтные ситуации, эффективно управлять ими, высказывать критические замечания и вести конструктивный спор с помощью специальных инструментов. Преподаватель расскажет, какие существуют типы конфликтных личностей и акцентуации характера, стили поведения, правила и шаги по разрешению конфликтов, когда следует привлекать к участию в конфликте третьих лиц. Также в программу обучения входят такие темы, как внушение и манипуляция для разрешения конфликтов. Полученные знания можно будет сразу же применить на практике в рамках тренингов.
Курс «Управление стрессом» стартует 28 ноября, его ведет Александр Вечерин, доцент департамента психологии. Он раскроет особенности управления стрессом для решения индивидуальных и организационных задач.
«Люди достаточно хаотично и непоследовательно формируют индивидуальные навыки работы со стрессом. Эти стратегии сработали когда-то где-то, но в современной ситуации с другими людьми в иных социально-экономических условиях уже не работают. При этом человек обычно использует всего одну-две стратегии, причем в разных условиях использует их совершенно одинаково. Часть методов профилактики стресса носит деструктивный характер. Особенно это связано с употреблением психоактивных веществ, например уход в запой в сложной жизненной ситуации. Наиболее адаптивными и счастливыми являются люди, у которых есть широкий спектр различных форм реагирования в стрессовой ситуации и есть некая аналитика, которая позволяет решить, какой способ использовать в конкретной ситуации, — то есть большой внутренний инструментарий и гибкость», — рассказал Александр Вечерин.
Программа повышения квалификации «Управление стрессом в современных условиях» состоит из двух модулей: «Индивидуальные навыки управления стрессом» и «Управление стрессом в организации». В первой части преподаватель поможет разобраться, как управлять стрессом в своей собственной жизни: определять его причины, понимать, что именно в стрессовой ситуации мешает эффективно действовать, а главное — освоить техники снижения стресса. Результатом будет разработка индивидуальной стратегии повышения эффективности в стрессовой ситуации в виде когнитивной карты. Затем слушатели изучат факторы, усиливающие или ослабляющие влияние стресса на работу компании, и методы управления, позволяющие снизить или предотвратить проблемы, вызванные стрессом. Основной акцент будет сделан на анализе организационных факторов, усиливающих или ослабляющих деструктивное влияние стресса на эффективность работы организации.
Наталья Антонова, доцент факультета социальных наук, рассказала о курсе «Мастерство переговоров», который стартует 29 ноября. Он будет полезен всем, кто уже проводит переговоры или собирается их проводить. Это руководители, сотрудники различных компаний, фрилансеры — ограничений практически нет.
«В первую очередь курс ориентирован на деловые переговоры, но приобретенные навыки можно применять практически во всех сферах жизни. Переговоры есть в жизни любого человека. Мы ведем переговоры не только на работе, но и, например, с членами семьи», — пояснила Наталья Антонова.
Слушатели курса смогут познакомиться с особенностями проведения переговоров разного типа, освоить различные техники и научиться применять их в реальных ситуациях. Программа обучения включает также преодоление барьеров в переговорах, анализ переговорных позиций, работу с возражениями и кризисные переговоры. Кроме того, отдельный блок будет посвящен межкультурным переговорам.
«Сейчас очень много запросов на специфику межкультурных переговоров. В частности, востребована тема переговоров с китайцами — какие нюансы необходимо учитывать, когда мы общаемся с партнерами из других культур», — объяснила она.
Последний курс программы, который начнется в декабре, называется «Управление изменениями. Лидер как коуч». Его проведет Елена Наумцева, PhD, старший преподаватель НИУ ВШЭ.
Исследования показывают, что до 70% изменений в организациях оканчиваются неудачно, отметила она. То есть задумывается различных организационных перемен много, а успешно заканчивается лишь треть из них. Причем самыми сложными являются те инициативы, которые касаются мягких факторов. Например, организационная культура, IT-разработка, реинжиниринг. Самыми главными барьерами в реализации изменений становятся нехватка ресурсов (бюджет, люди) и недооценка сложности перемен.
«Очень важно, как сами сотрудники относятся к переменам, — это поведенческие барьеры. Многие исследователи отмечают, что неудачи и успехи часто связаны с такими факторами, как психологическая устойчивость, реакция на перемены, установки и убеждения сотрудников, влияющие на понимание и адаптацию к переменам», — подчеркнула эксперт.
В программе курса: подходы к сопровождению изменений в организации; ключевые роли и зоны ответственности в проектах управления изменениями; анализ заинтересованных сторон и методы работы с ними; преодоление сопротивления, а также оценка готовности к изменениям на личном, групповом и организационном уровнях. Преподаватель расскажет, как использовать когнитивно-поведенческий подход и выступать в роли коуча для членов команды.
Все курсы модульной программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, но построены как самостоятельные курсы ДПО. Поэтому можно пройти программу целиком либо выбрать один или несколько курсов в рамках своих профессиональных интересов и жизненных приоритетов.