Василий Власов: заражение от «грязной бомбы» может быть интенсивнее и устойчивее, чем от применения ядерного боеприпаса

Василий Власов, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Василий Власов, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В российских и зарубежных СМИ, а также в социальных сетях активно обсуждается возможность использования «грязной бомбы» — боеприпаса, в котором взрывчатые вещества применяются для распыления радиоактивных материалов. О ее особенностях и возможных последствиях применения HSE Daily поговорило с профессором кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук ВШЭ, президентом Общества специалистов доказательной медицины, выпускником Военно-медицинской академии, военным врачом Василием Власовым.

— Начнем с основ: что такое «грязная бомба», чем она отличается от штатного ядерного боеприпаса?

— «Грязная бомба» — это снаряд, в котором взрывчатое вещество используется для распыления радиоактивных материалов. Этим она отличается от ядерного боеприпаса. В последнем происходит цепная реакция с выделением большого количества энергии — ядерный взрыв.

— Какие материалы и изотопы могут использоваться для ее изготовления?

— Типовых «грязных бомб», испытанных и изученных, нет, это скорее принцип, который пока не был на практике реализован. В «грязной бомбе» могут быть применены самые разные материалы, доступные для использования. Предполагается, что ее могут применить террористы, и, соответственно, состав будет определяться доступными им материалами.

— Можно ли обнаружить подготовку к ее применению?

— Средства обнаружения подготовки к применению ядерных устройств тщательно засекречиваются. Можно, однако, полагать, что, поскольку «грязная бомба» готовится из доступных материалов, ее характеристики (размер, способ изготовления и проч.) облегчают ее выявление по сравнению с обнаружением штатных боеголовок.

— Каковы ее главные поражающие факторы? Это радиационное заражение, взрывная волна или что-то другое?

— Главным поражающим фактором «грязной бомбы» является радиационное загрязнение территории и, соответственно, вторичное поражение людей относительно долгоживущими изотопами. Вторичными факторами предположительно станут паника населения и, позднее, большие расходы на очистку загрязненной территории, дальнейшее более или менее полное исключение ее из хозяйственной деятельности.

— Каков возможный радиус действия «грязной бомбы», площадь, которая может подвергнуться заражению?

— Существуют только расчетные данные, показывающие, что распространение облака радиоактивных материалов должно быть меньшим, чем при ядерном взрыве, поскольку выделение энергии зарядом, предназначенным для распыления, меньше. Однако загрязнение радиоактивными материалами при применении «грязной бомбы» может быть интенсивнее и более устойчивым во времени.

— Насколько серьезный урон она может нанести на поле боя или это больше угроза мирному населению?

— Можно предполагать, что урон воюющим сторонам от применения «грязной бомбы» может быть небольшим: в короткое время эффекты загрязнения, вероятно, будут незначительны, а влияние на атакованную сторону может быть даже противоположным — мобилизация и снятие всяких общественных и личных ограничений на ведение боевых действий.

Урон мирному населению в отношении здоровья в короткое время должен быть невелик и сводиться преимущественно к панике, однако невозможно сказать, как, когда и во что трансформируется вызванная такой атакой паника. В долгосрочной перспективе вред для здоровья населения будет увеличиваться и территории, на которых будет ощущаться этот вред, расширятся. Сказанное справедливо для наиболее вероятного состава «грязной бомбы». Однако промышленно развитые страны могут создать такую бомбу с материалами — излучателями альфа-частиц, и в таком случае влияние на людей в сфере распыления радиоактивных материалов может быть более ранним и более выраженным.

— Природные и погодные факторы могут увеличить или уменьшить вредное воздействие?

— Влияние погодных факторов трудно предсказать, за исключением влияния направления и силы ветра. Как известно, даже этот очевидный фактор не очень хорошо предсказуем при применении оружия массового поражения.

— Насколько быстро и каким образом можно определить состав использованных изотопов для применения адекватных методов защиты?

— Принципиальное, качественное определение спектра излучения от использованных радиоактивных материалов может быть очень быстрым, а детальное изучение с получением количественных особенностей рецептуры может занять несколько дней. Однако это принципиально не важно для оперативных мер защиты военнослужащих и населения, которые базируются на общих принципах защиты органов дыхания и пищеварения, защиты и очистки загрязненных покровов тела.

— Велик ли риск лучевой болезни для оказавшихся в зоне заражения?

— В эпицентре распыления радиоактивных материалов и особенно при использовании активно излучающих и токсичных рецептур, т.е. содержащих не только излучающие, но и ядовитые продукты, при взрыве «грязной бомбы» должно возникать некоторое количество пораженных, но предсказать его невозможно: слишком сильно оно зависит от количественных и качественных особенностей бомбы.

— Как люди могут защититься от поражающих факторов «грязной бомбы» и вероятно ли сохранить неповрежденными дома и жизнь домашних животных?

— Защититься от «грязной бомбы» трудно, не в смысле защиты от взрыва, а в смысле защиты от заражения. Дома и животные могут остаться целыми, но заражение сделает их непригодными для использования, а сохранение их в целостности окажется невозможным, поскольку они сами станут вторичными источниками заражения. Люди могут защитить себя в некоторой степени, если они будут иметь в готовности респираторы с фильтрующим материалом №95 или подобным и запас чистой воды и герметически закрытых продуктов.

— Каким может быть ущерб окружающей среде вследствие использования «грязной бомбы», долго ли место ее применения будет непригодно для жизни и использования в хозяйственной деятельности?

— Этот эффект выглядит наиболее печальным, поскольку современное человечество крайне негативно относится к проживанию в местах радиационного заражения и использованию продуктов, произведенных в таких местах. Очистка зараженной местности будет очень трудоемкой и вряд ли может быть полной.

— Велики ли шансы, что пострадают те, кто применил «грязную бомбу»?

— Вероятность пострадать от «грязной бомбы» у применившего ее террориста невелика в короткой перспективе, но в отдаленной он пострадает так же, как и все люди из сопредельных с атакованной территорией стран. Важно, что использовавший ее станет изгоем для всего человечества, которое, видимо, предпримет все возможное для того, чтобы устранить его.

— Что опаснее для участников вооруженной борьбы и мирных жителей, не покинувших район боевых действий, — применение «грязной бомбы» или тактического ядерного оружия?

— Локально, в пределах нескольких километров, применение ядерного боеприпаса более опасно, буквально убийственно для находящихся вблизи эпицентра взрыва людей. Однако со временем многообразные эффекты от применения «грязной бомбы» будут нарастать, и их совокупность делает ее использование уделом безумцев и/или террористов.

— Были ли прецеденты применения «грязной бомбы» или угрозы ее использования в мировой истории?

— Прецедентов применения «грязной бомбы» не было, не происходило — по понятным причинам — долговременного ущерба для территории и испытаний таких бомб. Однако эффекты распыления радиоактивных материалов взрывом изучались, и на основании ограниченных сведений я высказываюсь. Угроз применения «грязных бомб» со стороны правительств не было, но потенциальные эффекты их использования нередко обсуждались, а политические и пропагандистские «ястребы» в отдельных случаях требовали применить или угрожали применением «грязных бомб». Описаны случаи подготовки их взрыва или угрозы взрыва террористами, в том числе в России.

Дата публикации: 27.10.2022

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: