Вице-президент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян рассказал в интервью HSE Daily, почему современные университеты перестают быть просто образовательными организациями, а становятся центрами инноваций и предпринимательства.
— В этом году Вышка возглавила рейтинг предпринимательских университетов аналитического центра «Эксперт», получив максимальное количество баллов в категориях «Основатели», «Стартапы» и «Инвестиции». Что позволило достичь такого результата?
— Этот рейтинг был запущен в 2018 году. Тогда Вышка оказалась на 6-й позиции и с тех пор систематически повышала свои показатели. В прошлом году мы вошли в тройку лидеров, разделив первые три места с МФТИ и СПбГУ. Достичь первого места нам помогли несколько факторов. Во-первых, методика, которую используют для этого рейтинга, учитывает скользящее временное окно, то есть анализируются данные за последние 10 лет. В 2018 году рассматривали те стартапы, которые были основаны выпускниками университетов начиная с 2008 года, а в этом году — начиная с 2012 года. Предпринимательская активность наших студентов и выпускников последние годы нарастала, у нас достаточно развита инновационная инфраструктура, включая Бизнес-инкубатор, который считается одним из лучших университетских акселераторов в мире. Но еще более важно то, что 5 лет назад мы запустили общеуниверситетскую программу развития предпринимательской культуры, включающую майнор «Стартап с нуля», ориентированный на обучение студентов предпринимательским компетенциям. Он быстро стал одним из самых популярных в университете. В последние годы в программе участвовало около 600 студентов, а в прошлом году на нее хотел поступить каждый четвертый студент в московском кампусе.
Игорь Агамирзян, фото: Высшая школа экономики
Кроме того, были подготовлены онлайн-курсы по предпринимательству, проводились курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава. Мы боролись за то, чтобы это была массовая инициатива, и она была очень активно поддержана всем сообществом — и преподавательским, и студенческим. Я думаю, именно это стало причиной роста предпринимательской активности университета и, соответственно, повышения его позиции в рейтинге.
Хочу отметить, что методика подсчета баллов рейтинга АЦ «Эксперт» очень грамотная, база информации об основателях стартапов по всему миру с российскими корнями, выпускниках российских университетов, чрезвычайно детальная. Другое дело, что я не совсем согласен с тем, что предпринимательская активность университета должна измеряться исключительно по стартапам студентов и выпускников.
— Что еще следовало бы добавить, на ваш взгляд?
— В рамках инициативы по предпринимательской культуре мы занимались в том числе темой внутрикорпоративного предпринимательства. Вышка не в меньшей, а может, и в большей степени, чем предпринимательская активность выпускников, сама является предпринимательским университетом с точки зрения того, что все новые инициативы внутри нее проходят как внутренние, корпоративные стартапы. Это очень давняя традиция корпоративной культуры, которая существует с момента основания университета 30 лет назад. У нас постоянно появляется много новых образовательных программ и новых факультетов, исследовательских подразделений. Я сотрудничаю с Вышкой более 20 лет, и все эти годы внутри университета происходило внутреннее кипение, шло развитие, многое происходило за рамками планов — в каком-то смысле Вышка всегда развивалась быстрее, чем сама того ожидала.
— Что, на ваш взгляд, дает ВШЭ победа в рейтинге?
— Рейтинг ориентирован на продвижение университетов, их популяризацию в научной и образовательной среде. Высокая позиция подтверждает правильность того направления, в котором движется университет. В свое время Вышка сделала несколько важных ставок. Например, в начале 2000-х годов, когда еще не было никаких разговоров о цифровой экономике, информационных технологиях и их применении во всех отраслях человеческой деятельности, в Вышке была сделана ставка на цифру. Она принесла свои плоды, начиная от образовательных направлений и направлений исследовательской политики и заканчивая всеми инженерными направлениями: факультет компьютерных наук, МИЭМ, департамент программной инженерии, департамент электронной инженерии, департамент компьютерной инженерии — все инженерные направления в Вышке ориентированы на цифровые технологии. А именно это сейчас находится на фронтире развития.
Кроме того, большую роль сыграла программа Data Culture, которая отвечает вызовам необходимой современной культуры работы с данными, информационной грамотности. Кроме культуры работы с данными, современному человеку нужна предпринимательская культура, культура коммуникаций. Весь комплекс, который принято называть soft skills, является необходимым для успешности человека элементом современной культуры. Ставка на общекультурные направления развития в современных требованиях — это как раз то, что определило эффективность развития ВШЭ.
— В последние годы университеты из образовательных организаций становятся центрами инноваций и предпринимательства. Как это происходит и почему?
— В мировой практике инновационная активность всегда связана с университетами. В США Кремниевая долина — это Стэнфорд и Беркли, в Новой Англии — MIT и Гарвард, в Великобритании — Кембриджский университет, в Израиле — Вейцман и Технион. Я не знаю таких примеров, чтобы инновационное развитие где-либо происходило без глубокой вовлеченности университетов.
Очень многие крупные успешные бизнесы выходили из университетов. В нашей стране также многие известные на международном рынке компании вышли из университетской среды. Самый лучший классический пример — компания ABBYY, которая была основана студентами МФТИ, так же как и компания Acronis и целый ряд других. Telegram и «ВКонтакте» были основаны выпускниками СПбГУ.
У Вышки пока нет таких громких имен: мы еще молодой университет, зато мы берем количеством. В рейтинге учитывается количество основателей, количество стартапов, объем инвестиций, успешность бизнеса, и мы явно здесь лидируем. Например, среди проектов выпускников кафедры менеджмента инноваций есть такие, как единая платформа для решения вопросов интеллектуальной собственности «Онлайн Патент» и разработка гидравлических роботов АО МГК «Интехрос». Кроме того, выпускники Вышки представлены в рейтинге Forbes «30 до 30».
— Сейчас технологические стартапы и разработка российских программных продуктов приобрели особую актуальность и значимость. Вышка всегда уделяла много внимания этому направлению. Каковы дальнейшие планы в этой сфере?
— Мы все сейчас попали в ситуацию большой неопределенности, и пространство выбора существенно увеличилось. Это будет влиять на приоритеты в образовательной, исследовательской, инновационной деятельности.
Фото: Высшая школа экономики
Вышка активно включена в партнерство с цифровым бизнесом, среди наших ключевых партнеров все крупнейшие российские цифровые компании: «Яндекс», Сбер, ВК, МТС. МИЭМ очень активно работает с целым рядом компаний цифрового контура российского бизнеса. Очень активно идут совместные исследовательские проекты в Центре искусственного интеллекта. Бизнес формулирует задачу, мы на нее отзываемся и через подготовку кадров, и через непосредственное участие в разработках.
Недавно у нас произошли некоторые организационные изменения, и майнор «Стартап с нуля» перешел в Бизнес-инкубатор — наш очень успешный и давний проект. Теперь он называется «Стартап как диплом», то есть студенческие стартапы будут выходить как квалификационные работы. У нас уже есть большое количество таких примеров на разных факультетах, в том числе и на нашей кафедре менеджмента инноваций. Теперь этот процесс масштабируется и немного формализуется, направление будет развиваться.
Кроме того, наша команда приняла решение в большей степени фокусироваться на теме внутрикорпоративного предпринимательства. Я уже упоминал, что сама Вышка является корпоративным генератором внутренних стартапов. В новых условиях тема предпринимательской культуры внутри компании становится еще более актуальной. Нужно развивать новые направления, новые бизнесы, предпринимательский подход к развитию внутри больших компаний — он сегодня может быть гораздо более эффективным, чем традиционные проектные и программные методы управления.
Мы делаем это также на нашей магистерской программе, трек по корпоративному предпринимательству там один из основных. У нас много программ ДПО: у крупных корпораций большой интерес к этой тематике, как и у обычных потребителей. Я думаю, что в дальнейшем этот интерес будет повышаться, и вижу это как перспективное направление работы с точки зрения образования, с точки зрения университетского бизнеса.
Главное направление — это, конечно, «Приоритет-2030». В рамках стратегических проектов «Приоритета-2030» нам в полной мере удалось воплотить идею проведения мультидисциплинарных исследований, вести работу по проектам, сквозным по горизонтали в университете. Это не было просто: подразделения университетов имеют тенденцию закукливаться, занимать свою поляну и не выходить за ее пределы. Это общее явление, свойственное, кстати, не только университетам, но и бизнесам. В «Приоритете-2030» нам удалось выстроить междисциплинарное взаимодействие, и я считаю это большим достижением. Такое взаимодействие развивает всех участников и Вышку в целом. Особенно я поддерживаю те проекты, в которых наши инженерные подразделения выполняют работы для других подразделений университета. Без цифры сейчас ничего не бывает — во всей экономике. А университет всегда должен идти немного впереди.