В зеленые активы чаще инвестируют те люди, кто живет или жил в районах с высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Но в целом пока они все еще остаются «товаром роскоши», стоимость которого быстро растет в хорошие времена и так же быстро падает в сложные периоды. Значение ESG-фактора обсудили на вебинаре в Вышке «ESG-инвестирование: очередной обман или попытка изменить мир?». Его провел выпускник ВШЭ, и.о. доцента по финансам бизнес-школы Indiana University в Блумингтоне Дмитрий Чеботарев.
На сегодняшний день отношение к ESG-инвестированию неоднозначное, отметил Дмитрий Чеботарев. С точки зрения инвесторов, вложение в устойчивое развитие — это способ оценки компаний не только по их финансовым результатам, но и по влиянию на окружающую среду и людей. С точки зрения компаний, это некий нефинансовый способ взаимодействия с окружающим миром. Например, через благотворительность, установку очистных сооружений, улучшение условий труда сотрудников.
В то же время, если множество компаний инвестируют в ESG, а множество инвесторов предъявляют спрос на их акции, цена акций этих компаний идет вверх, они продаются дороже при том же объеме выпущенного капитала. Это значит, что стоимость фондирования для «хороших» компаний снижается, а для «плохих», соответственно, увеличивается.
Некоторые эксперты полагают, что ажиотажный спрос снижает информационную эффективность рынка, то есть «замутняет» понимание, насколько компания перспективна с финансовой точки зрения. Актив, спрос на который очень высок, переоценен, а значит, его доходность будет меньше, чем у других активов, рассказывает Дмитрий Чеботарев.
Например, большое количество инвесторов не вкладывают деньги в «акции, связанные с грехом»: алкоголем, сигаретами, компьютерными играми, так как не хотят, чтобы их ассоциировали с этими темами. В итоге такие акции оказываются недооцененными, а их доходность выше, чем у остального рынка.
Но вместе с тем инвестиции можно использовать как способ давления на компании. «Инвесторы обычно воспринимают свою роль как пассивную, но на самом деле они могут активно влиять на политику компаний, побуждая их вкладывать в устойчивое развитие», — отметил Дмитрий Чеботарев.
По его словам, значение фактора ESG на рынке сейчас не просто не стало меньше, оно продолжает расти, причем рост практически вертикальный. Примерно треть инвестфондов заявляют, что учитывают этот фактор, и он действительно влияет на решение крупных институциональных инвесторов. При этом любопытно, что на сегодняшний день более значимы социальные факторы, они заметно перевешивают экологические. Круг заинтересованных в распространении ESG весьма широк: фирмы, банки, фонды, регуляторы и индивидуальные инвесторы.
Интересно проследить, чем обусловлены предпочтения частных инвесторов и как они меняются в зависимости от внешних условий, говорит эксперт. Например, в Дании очень подробно изучают все факторы, которые могут влиять на частных инвесторов: место жительства, семейные связи и так далее. Оказалось, что люди, которые переехали ближе к «точкам загрязнения», начинают больше инвестировать в зеленую экономику. И когда они оттуда уезжают, то инвестируют не меньше. То есть негативный опыт запоминается на всю жизнь, влияя на фундаментальные установки человека.
Другой интересный фактор — корреляция уровня доходов и желания инвестировать в зеленую экономику. Возможно, сначала человеку нужно удовлетворить базовые потребности, и лишь затем он задумывается об экологии. Замечено, что люди, чье материальное положение неожиданно улучшилось — например, при получении наследства, — начинают больше инвестировать в устойчивое развитие, особенно если полученная сумма достаточно велика. И чем она больше, тем больше инвестиции.
«Есть исследования, которые показывают, что зеленые активы приносят хорошую прибыль в хорошие времена, но, когда времена плохие, они падают сильнее, чем остальной рынок. То есть их продают в первую очередь. Возможно, зеленые активы — это товар роскоши», — предположил Дмитрий Чеботарев.
Между тем многие инвестиционные компании связывают ESG не с предпочтениями, а со способом уменьшить риски для компаний. Речь идет в том числе о репутационных издержках при забастовках или штрафах в результате нанесения вреда экологии.
Такая точка зрения имеет под собой основания, но эти два фактора — риск и предпочтения — нужно разделять, считает эксперт. В конце концов, есть риски, которым подвержены все без исключения, такие как глобальное потепление.
«Сейчас инвестирование в ESG — это глобальный тренд. Есть мнение, что это пузырь и он однажды лопнет. Но я не вижу для этого оснований. Напротив, фактор ESG — возможность улучшить нашу жизнь, сделать компании более зелеными, дружелюбными к сотрудникам и людям, которые живут вокруг. И таким образом интернализировать многие внешние эффекты, которые сейчас просто падают на голову стейкхолдеров», — убежден Дмитрий Чеботарев.
Но для того, чтобы это произошло, нужно тщательное и вдумчивое регулирование, отметил он. Потому что бремя платы за популярность ESG ложится прежде всего на бедные слои населения. Например, они больше всего теряют от повышения цен на топливо. Если это не учитывать и не проводить перераспределительную политику одновременно с налогообложением «коричневых» производств, можно столкнуться с большим количеством протестов. Важно, чтобы переход на зеленую энергетику проходил в рамках социальной справедливости, подчеркнул он.