Россия много лет испытывает санкционное давление со стороны ЕС и США, а с конца февраля 2022 года было принято 8 новых пакетов ограничений. Санкции осложнили жизнь российским гражданам, стали вызовом для бизнеса, но к ожидавшейся катастрофе не привели. При этом экономики стран, вводящих санкции, реагируют на них также весьма болезненно. Леонид Поляков, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, профессор департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ, провел мастер-класс «Европейские санкции и российский ответ: игра с нулевой суммой?».
«Вас лично затронули санкции?» — обратился профессор Поляков к аудитории. Руки подняли практически все. Некоторые признались, что ощутили санкционное давление через созданные образовательные трудности. Часть испытывают сложности с покупкой и продажей акций, инвестициями в компании, некоторые столкнулись с замороженными счетами, кто-то пострадал из-за отмены участия россиян в международных спортивных соревнованиях. В той или иной мере антироссийские санкции затронули каждого жителя нашей страны, однако в то же время они оказали влияние и на самих европейцев.
Первые санкции против России западные страны начали вводить в апреле 2013 года в связи со смертью российского аудитора Сергея Магнитского. В ответ на «Акт Магнитского» — документ, вводящий ограничения для лиц, которые, по мнению американских властей, были причастны к гибели аудитора, — МИД РФ выпустил свой «список Гуантанамо», куда были включены лица, причастные, по информации российской стороны, к легализации и применению пыток, бессрочному содержанию заключенных. А депутаты Госдумы разработали «закон Димы Яковлева», который фактически установил запрет на усыновление детей из РФ для всех граждан США.
Санкционное давление на Россию усилилось после присоединения Крыма и Севастополя в 2014 году: США, Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели персональные санкции в отношении ряда лиц, ограничили деловые контакты с некоторыми компаниями и организациями из Российской Федерации, начали сворачивать сотрудничество с российскими предприятиями по целому ряду направлений. В ответ Москва ввела ряд контрсанкций, самые известные из которых коснулись импорта продуктов питания из ЕС. С тех пор санкционные меры только набирают обороты. Самые масштабные ограничения в отношении России пришлись на 2022 год: с начала специальной военной операции на Украине в период с 24 февраля по октябрь было принято 8 пакетов экономических и персональных санкций.
Леонид Поляков, фото: Высшая школа экономики
Первый пакет санкций ЕС против России в 2022 году, напомнил Леонид Поляков, был принят в ответ на признание Россией независимости Донецкой и Луганской областей и начало специальной военной операции на Украине. Цель этих санкций — отрезать Россию от европейского рынка капитала, ограничив таким образом «финансирование агрессивной политики», говорит профессор. Вторым пакетом, принятым практически сразу за первым, 25 февраля, вводятся ограничения на деятельность 70% российского банковского рынка. Он затрагивает также ключевые государственные компании, в том числе в сфере обороны. Кроме того, санкции коснулись энергетического, транспортного и технологического секторов. Был введен запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Россию конкретных товаров и технологий в области нефтепереработки, запасных частей и оборудования для российских авиакомпаний, технологий для оборонной промышленности и безопасности. «Это тот пакет санкций, который создал бо́льшую часть проблем для нашей аудитории сегодня», — подчеркнул Леонид Поляков.
Третий пакет, по его словам, можно назвать «ужасом для банковской системы». Это исключение банков из системы международных расчетов SWIFT, запрет зарубежным компаниям инвестировать в проекты, в финансировании которых принимает участие Российский фонд прямых инвестиций. Этим же пакетом введены санкции в отношении некоторых СМИ. Это говорит о том, что информация сегодня тоже стала объектом санкционного воздействия, обращает внимание профессор.
Четвертый, пятый, шестой, седьмой пакеты санкций направлены на полный запрет операций с некоторыми российскими государственными предприятиями, запрет на импорт продукции черной металлургии, на которую в настоящее время распространяются защитные меры ЕС, на новые инвестиции в российский энергетический сектор за рядом исключений. Сюда же относится запрет на импорт всех видов российского угля, золота, контроль за поставками продвинутых технологий и частичное эмбарго на поставки сырой и рафинированной нефти из России.
Наиболее «интересным» Леонид Поляков называет восьмой пакет санкций, которым устанавливаются ограничения цен на российскую нефть. Подразумевается запрет на транспортировку нефти по морю третьим странам в случае, если стоимость топлива на борту выше установленного предела. Правда, так называемый потолок цены официально не был озвучен. Зарубежные издания со ссылкой на анонимные источники называли диапазон 63–64 доллара за баррель. Еще в начале сентября президент РФ Владимир Путин заявлял, что Москва не будет поставлять энергоносители тем странам, которые введут на них потолок цен. По его словам, Западу в этом случае грозит полная остановка поставок из нашей страны.
Ввод такого ограничения, подчеркнул Леонид Поляков, приведет к еще большей переориентации российских поставок в сторону Китая и Индии. Есть вероятность, что цена на нефть не упадет, а только возрастет — во многом благодаря действиям ОПЕК+. Участники сделки договорились сократить в ноябре — декабре 2022 года квоту на добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, чтобы поддержать цены на комфортном для экспортеров уровне. «Экономический эффект санкций — это пренебрежительно малая величина в сравнении со способностью достаточно жестким способом отвечать на эти санкции», — констатировал профессор.
Санкции, введенные против России, безусловно, наносят урон экономике страны, однако последствия все же менее серьезные в краткосрочной перспективе, чем ожидалось вначале. Первоначальный шок был смягчен решительными налогово-бюджетными мерами властей, контролем за движением капитала, ужесточением денежно-кредитной политики, быстрыми действиями по снижению рисков финансового сектора, а также высоким притоком иностранной валюты, вызванным резким ростом мировых цен на сырьевые товары, перечисляет эксперт.
При этом от ограничений страдают и страны, вводящие санкции. «Россия — это надежный поставщик ключевых энергетических ресурсов, что обеспечивало комфортный экономический рост европейских стран», — напомнил Леонид Поляков. Европа многие годы была гарантированно обеспечена дешевым сырьем из России, сейчас санкции ударили по этому источнику.
Рекордный рост цен на энергию достиг 44,7%, в результате выросла стоимость продуктов питания, других товаров и услуг. Как следствие, растет социальная напряженность, распространяются пессимистические настроения.
Мастер-класс прошел в рамках университетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ.