Отношения между США и Китаем все больше напоминают конфронтацию, которая распространяется на торгово-экономическое и технологическое взаимодействие, политические и дипломатические отношения, развитие военного потенциала. Противоречия между двумя ведущими мировыми державами создают новые вызовы и одновременно возможности для России.
Российский совет по международным делам (РСМД) подготовил доклад экспертов Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ и РСМД «Перспективы внешней политики США в отношении Китая: значение для России».
Авторы подчеркивают, что в 2014 году Китай обогнал США по внутреннему валовому продукту, рассчитанному по паритету покупательной способности (ВВП по ППС). США сохраняют лидерство по объему произведенного ВВП, но масштаб экономики КНР в сочетании со способностью китайского правительства мобилизовать ресурсы страны для достижения стратегических целей создает серьезный вызов для США. Вашингтон признал, что Пекин способен предложить миру альтернативную модель развития и обладает достаточными возможностями для реализации глобальных проектов, таких как «Один пояс — один путь». Опасения американцев во многом связаны с тем, что ряд стран могут отдать предпочтение китайской политической и социально-экономической модели взамен западной. Противоречия между двумя ведущими мировыми державами распространились почти на все сферы международных отношений: экономику, технологические инновации, геополитику и идеологию. Их углубление, учитывая нынешний уровень взаимозависимости, создает серьезные риски для двухсторонних отношений и мироустройства в целом. Его параметры во многом будут зависеть от развития ключевых конфликтов между США и Китаем, а динамика важна для всего мирового сообщества, в частности для России: ход и результаты противостояния могут существенно повлиять на реализацию ее внешнеполитического и экономического потенциала.
Несмотря на заявления США о необходимости сотрудничества в решении экзистенциальных вопросов (изменение климата, загрязнение окружающей среды, распространение оружия массового уничтожения, пандемия и т.д.), соперничество, в том числе по оси Вашингтон — Пекин, лишь усиливается.
Одним из ключевых направлений конкуренции с Китаем в докладе названо развитие технологических платформ, формирующих стандарты и правила для других стран. В области хайтека США делают акцент на развитии кибербезопасности, микроэлектроники, вычислительных систем, био- и информационно-телекоммуникационных технологий, «чистой» энергетики.
Ключевым географическим регионом соперничества США и КНР становится Индо-Тихоокеанский. В частности, Вашингтон настаивает на открытом доступе к Южно-Китайскому морю, через которое проходит примерно 2/3 мировой морской торговли. Важная роль в решении задачи сдерживания Китая отводится системе альянсов и двухстороннему военно-техническому сотрудничеству с Индией и другими региональными игроками. Вместе с тем для сдерживания Китая США активно формируют систему военно-политических альянсов в регионе.
США не прибегали к серьезным ограничениям китайской экономики и двухсторонней торговли после нормализации отношений в начале 1970-х годов. Ситуация резко изменилась в период президентства Дональда Трампа. В Стратегии национальной безопасности США (2017 год) Китай наряду с Россией называется угрозой безопасности. В 2017–2018 годах США приняли ряд торговых ограничений, а также мер против технологических компаний КНР. Конкуренция с Китаем стала в этот период частью реальной политики. По китайскому и российскому вопросам в США сложился прочный консенсус, особенно в части санкционной политики. Межпартийная полемика в Конгрессе по тактическим вопросам не изменит стратегического курса на сдерживание КНР.
Фото: Wikimedia Commons
На фоне снижения интенсивности торговой войны санкции становятся ключевым инструментом ограничения возможностей Китая в мировой экономике и политике. Преимущественно в его отношении применяются точечные финансовые санкции и экспортные ограничения.
Точечные финансовые санкции против китайских физических и юридических лиц применяет Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, внося их в свои санкционные списки. Их фигуранты попадают под блокировку, подразумевающую заморозку активов, запрет лицам в юрисдикции США осуществлять транзакции с объектом санкций или в его интересах, лишение его доступа к американской финансовой системе, визовые ограничения. Чаще всего причинами ограничительных мер называется нарушение санкций против Ирана, КНДР, России, а также в области противодействия распространению оружия массового уничтожения, нарушения прав человека. В последнее время особое внимание в сфере финансовых ограничений уделяется китайским организациям, связанным, по мнению США, с вооруженными силами КНР и взаимодействующим с ее оборонным сектором.
США также используют контроль экспорта в Китай. Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США ведет санкционные списки, предполагающих для их фигурантов ограничения на экспорт, реэкспорт, передачу определенных товаров. В случае Китая (как и России) действуют лицензионные требования по стране в целом (для экспорта в КНР) и по отдельным компаниям (для экспорта отдельным организациям, находящимся в списках).
Ограничительные меры США приводят к противоречивым результатам для российско-китайского взаимодействия. Они могут углублять сотрудничество между странами-целями, например в энергетике. Одновременно санкции в сфере экспортного контроля затрудняют сотрудничество из-за высокой степени уязвимости некоторых отраслей к вторичным санкциям, прежде всего электроники, финансовых компаний, банков, интегрированных в глобальную экономику и имеющих тесные связи с США. Авторы доклада подчеркивают: китайские компании в работе с российскими контрагентами будут ориентироваться на собственные интересы. Новые ограничения заставляют некоторые из них взять паузу в отношениях с российскими партнерами. Однако в Китае достаточно развиты высокие технологии. По мере развития в КНР национального производства возможен рост поставок высокотехнологичных товаров в Россию через посредников и отечественный параллельный импорт.
Торгово-экономическое соперничество проявляется в обеспокоенности попытками Китая приобрести американские технологии и настороженном отношении к китайским инвестициям в высокотехнологичные компании США и критически важную инфраструктуру страны.
Кардинальное усиление контроля над китайскими инвестициями и технологическим сотрудничеством началось во время президентства Трампа. Президент Джозеф Байден в значительной степени сохранил подход своего предшественника к торговле с Китаем.
Фото: iStock
Один из важных рынков, на котором активно действуют США и КНР, — это рынок микрочипов и полупроводников, являющийся составной частью практически всего высокотехнологического оборудования. США сохраняют лидерство в полупроводниковой промышленности, но их доля в производстве полупроводников упала с 37% в 1990 году до 12% в 2021-м. Усиление Китая на глобальном рынке полупроводников вызвало активное противодействие со стороны США. В октябре 2022 года администрация Байдена ввела ограничения на экспорт определенных чипов и производственного оборудования в Китай. Заградительные меры блокируют доступ китайских фирм, пытающихся разрабатывать передовые чипы, к некитайским заводам, опирающимся на американские технологии. В противостоянии с КНР США не только ограничивают китайским компаниям доступ к технологиям и комплектующим через санкционные ограничения и торговые барьеры, но и стремятся подорвать их деловую репутацию.
Китай продолжает участвовать в гонке за лидерство в сфере высоких технологий. Привлечение иностранных и вливание государственных инвестиций в отрасль позволило КНР развить собственные высокие технологии, науку, инновации и модернизировать промышленность. Это способствовало укреплению ее позиций в сфере искусственного интеллекта (ИИ), био- и информационных технологий. В рейтинге глобальной инновационной активности (Global Innovation Index) Китай поднялся с 29-го места в 2007 году на 12-е в 2021-м, опередив Израиль и Японию.
В докладе отмечается: вопрос, насколько эффективной окажется китайская модель технологического развития при усилении санкций США и их союзников и нарастании напряженности, остается открытым.
Риски и возможности для России связаны с вероятным исходом противостояния США и Китая в части реконфигурации мирового порядка и с влиянием адаптации Китая и России к западному давлению. Развитие стратегического партнерства между КНР и Россией представляет взаимный интерес, отмечают авторы. Однако для России в новых условиях сохраняются риски усиления асимметрии в пользу Китая, в частности в экономическом, технологическом, демографическом аспектах.
Авторы доклада делают выводы, что в среднесрочной перспективе в контексте американо-китайского противостояния для России важны вопросы глобальной и региональной безопасности, в первую очередь формирование режима контроля над вооружениями на Ближнем Востоке, в АТР, Центральной Азии, Африке; борьба с международной преступностью и терроризмом; продвижение общей зеленой повестки; сотрудничество в сфере ВПК, российского энергетического и продовольственного экспорта; взаимная адаптация к санкциям с учетом высокой интегрированности Китая и России в мировой рынок; сотрудничество в сферах науки и технологий; развитие Арктики и регионов российского Дальнего Востока.
Однако, несмотря на высокий уровень российско-китайских отношений, Китай, развивая сотрудничество с Россией, будет преследовать собственные национальные интересы.
Авторы называют разумным в условиях экспортных ограничений и финансовых санкций продолжить дальнейшее развитие системы расчетов в национальных валютах в двусторонней торговле и использование национальных платежных систем. Сотрудничество Китая с Россией могли бы интенсифицировать китайские малые и средние региональные компании, которые в меньшей степени подвержены риску санкций США, поскольку они не ориентированы на американский рынок.
В случае с американо-китайским соперничеством в сфере высоких технологий для России ввиду ухода с национального рынка ряда западных IT-корпораций возрастают риски постепенного формирования чрезмерной зависимости от китайских производителей и технологий. Поэтому России важно создавать альтернативную технологическую платформу, инвестируя в развитие собственных инновационных разработок и поддерживая действующие компании. «Способствовать развитию российской высокотехнологической отрасли может диверсификация поставок необходимого оборудования и компонентов через расширение кооперации с дружественными государствами», — подытожили авторы.
Авторский коллектив доклада «Перспективы внешней политики США в отношении Китая: значение для России»: научный сотрудник Центра комплексных международных и европейских исследований ВШЭ Лев Сокольщик (руководитель), стажер-исследователь ЦКЕМИ ВШЭ Анна Бондаренко, научный сотрудник ЦКЕМИ ВШЭ Эдуард Галимуллин, программный координатор РСМД Юлия Сокольщик.