Онлайн-платформы для фрилансеров из креативных индустрий: преимущества, перспективы и барьеры

Фото: iStock
Фото: iStock

Центр исследований рынка коммуникаций школы коммуникаций НИУ ВШЭ представил проект «Платформенная занятость. Перспективы и возможности для представителей креативных индустрий и работников интеллектуального труда». В нем анализируется состав профессий современных креативных индустрий, основные методы поиска заказов фрилансерами и описана идеальная онлайн-платформа для специалистов интеллектуального труда.

Цель исследования — определить, как самозанятые представители креативных индустрий воспринимают платформенную занятость. Задачи — выявление преимуществ, недостатков и перспектив платформенной занятости для самозанятых фрилансеров и определение референтного образа платформы для поиска заказов и клиентов среди целевой группы исследования.

Людмила Запорожцева

Также были проанализированы преимущества и недостатки статуса самозанятого среди респондентов, основные пути поиска клиентов и продвижения своих услуг. Проектная группа Центра исследований рынка коммуникаций во главе с Людмилой Запорожцевой, PhD, профессором школы коммуникаций НИУ ВШЭ, провела качественный (дневниковый метод и глубинные интервью) и количественный (опрос) анализ данных.

Число самозанятых уже превысило отметку 5 миллионов человек, ежедневно еще около 8,5 тысячи граждан выбирают такой налоговый режим. Каков же портрет фрилансера в креативных индустриях? Как выявило исследование, среди самозанятых работников интеллектуального труда 68% имеют высшее образование, и только 18% с неполным высшим образованием — студенты. 48% респондентов — люди с высоким достатком, лишь 8% хватает средств исключительно на ежедневные расходы.

Самые популярные фриланс-профессии в креативных индустриях:

√ Образование 28%

√ Дизайн/графика 26%

√ Реклама/PR 16%

√ SMM и копирайтинг 15%

√ Маркетинг 11%

Большинство совмещают работу в статусе самозанятого с другими источниками заработка, но на «самозанятые» проекты уходит большая часть времени (⅔ респондентов). 57% предпочитают работать с постоянными клиентами, 46% ищут клиентов по рекомендации бывших заказчиков, а 43% — по советам друзей и знакомых. К онлайн-платформам для поиска заказов регулярно обращается только ⅓ опрошенных специалистов. Что касается продвижения собственных услуг или использования социальных сетей для поиска заказов, то лишь «35% самозанятых из креативных индустрий используют для этого социальные сети». «Но если сравнить с другими каналами продвижения, то основным остается сарафанное радио», — отметила Людмила Запорожцева.

Мария Мордвинова  

«Термин “креативные индустрии” существует давно, он включает в себя не только творческие профессии, но и часть сферы услуг. Например, в туристическом или ивент-бизнесе есть креативная составляющая, но эти сферы в первую очередь предоставляют услуги. В креативные индустрии входит и то, чем мы занимаемся в школе коммуникаций НИУ ВШЭ, — рекламный и коммуникационный бизнес», — отметила Мария Мордвинова, заместитель руководителя школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

«Если рассматривать только коммуникационную индустрию, то она занимает 0,45% ВВП России. Но если ориентироваться на общемировой опыт и достаточно широкое понимание включаемых в креативные индустрии профессий, то мы доходим в среднем до 6–8% ВВП», — подчеркнул Алан Абаев, доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Института экономики, управления и права РГГУ.

Олег Каширских

«Использование онлайн-платформ дает возможность представителям интеллектуального труда войти в профессию, начать свой путь в креативных индустриях. Это их несомненный плюс», — отметил Олег Каширских, профессор, заместитель руководителя школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

Александр Шпунт

«Исследование “Платформенная занятость” — очень качественное, академически ценное и при этом практичное, его результаты уже сегодня можно использовать на рынке. И отдельно хочется отметить, что впервые два ведущих российских университета, занимающихся коммуникациями, — НИУ ВШЭ и РГГУ — вместе говорят на эту тему с публичной трибуны. Это подчеркивает неслучайность, востребованность и актуальность темы», — считает Александр Шпунт, профессор школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

Исследование было представлено в медиацентре «Россия сегодня» 6 декабря. Посмотреть запись трансляции мероприятия можно здесь.

С презентацией можно ознакомиться по ссылке. Любое использование/копирование данного материала допускается лишь с разрешения правообладателя (школа коммуникаций НИУ ВШЭ) и только со ссылкой на источник: www.cmd.hse.ru/incomm.

Дата публикации: 22.12.2022

Автор: Мария Тимофеева, Центр по маркетингу и коммуникациям школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: