Россияне опасаются связанных с пожилым возрастом физической слабости и снижения умственных способностей. Эта боязнь мешает им готовиться к старости, создавая комфортные условия для жизни в собственной квартире и финансовую подушку безопасности. Повышение качества жизни пожилых граждан требует хорошо спланированной градостроительной и социальной политики, создания инфраструктуры их медицинского обслуживания, сопровождения и досуга, позволяющих сформировать удобную среду для стариков и одновременно избежать стигматизации.
Научный центр мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провел с Институтом социальной политики (ИСП) ВШЭ очередной семинар «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт». Семинар показал эффект совместной работы ученых НЦМУ: руководитель Центра полевых исследований ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Рогозин и старшие научные сотрудники центра Ксения Мануильская и Ольга Солодовникова представили недавно вышедшую книгу «Дорожная карта старения, или как не стать заложником своего дома после выхода на пенсию».
Модератор семинара, заместитель директора ИСП ВШЭ Оксана Синявская, отметила, что авторы изучили недостаточно исследованную повседневную жизнь пожилых людей, качество их жилья, повседневные практики, их оценки разных аспектов жизни, уровень нуждаемости в посторонней помощи и готовность ее принять. «Здорово, что нашлась команда, изучающая вопросы, которые во многом формируют качество жизни», — сказала она.
По ее мнению, изучение пожилого возраста в России часто колеблется между крайностями: описанием тяжелых возрастных болезней и упрощением идеи активного долголетия до продуктивного старения, чтобы дольше работать. «Рекомендации часто сводятся к тому, как избежать старости, а авторы смотрят ей в лицо», — подчеркнула Оксана Синявская.
Соавтор книги Ксения Мануильская отметила стремление коллег детально изучить жизнь пожилых людей, оценить, с чем они сталкиваются, их возможности культурного досуга и перемещений по городу. Она пояснила, что включила в книгу личный опыт, описав улучшение организации жизни старшего поколения в некоторых районах Москвы. Ксения Мануильская уверена: разделять людей на «молодых» и «пожилых» неразумно, надо закладывать основы нормальной жизни для всех поколений, начиная с молодости. Важным элементом работы она назвала изучение самоощущения и субъективного благополучия пожилых людей.
Дмитрий Рогозин полагает: авторы изучали не пожилых людей, а отношение общества к старости. «Мы обнаружили, что предмет старения не принадлежит старикам, а наиболее страдающая группа — люди от 56 до 65, проходящие транзит к старости. Мы разговаривали со всеми, начиная с 18 лет», — сказал он.
По его мнению, в России не принято думать о старости, люди опасаются «сглазить». Люди постоянно контактируют с пожилыми родственниками, при этом страх немощи у них проявляется чаще страха смерти. Между тем, полагает Рогозин, счастливое старение — как раз принятие физической слабости и готовность получать помощь от родственников и посторонних.
Он назвал книгу оптимистичной и обратил внимание на необходимость заранее готовиться к старости. Жилье в России мало приспособлено для жизни пожилых людей. Оно рассчитано для молодого и среднего возраста, пока дети посещают школу. «Где ходить и отдыхать старикам, непонятно, я уже не говорю о коммунальных службах и медицине», — отметил Дмитрий Рогозин.
Иллюстрация: delo.ranepa.ru
Эксперт РАНХиГС иллюстрировал свое высказывание данными опроса 2444 россиян, из которых 393 были старше 66 лет. Приспособленными для старости свои дома и квартиры считают 70% россиян, удобными — 69%. Пожилые люди оценивают свое жилье выше: приспособленным для старости его называют 78% респондентов старше 66 лет, удобным — 81%. При этом в их домах чаще всего нет лифта, горячей воды и теплого туалета. Одновременно люди старшего возраста реже представителей младших поколений готовы переехать к родственникам, пользоваться помощью социальных служб. Это явление Дмитрий Рогозин назвал «ловушкой старости». По его мнению, качество жизни в старости складывается не только из комфорта жилья, но и из чистого воздуха и воды, а также межличностных отношений.
Ключевая проблема старости, подчеркнул он, именно в межличностных и межпоколенческих отношениях: большинство людей считают помощь родителям не долгом, а частью собственной личности, а их самих — опорой и источником житейской мудрости. «Помогая родителям, мы формируем свою идентичность, и это гораздо больше, чем долг», — уверен эксперт.
Соавтор книги Ольга Солодовникова отметила, что в общем росте субъективного благополучия в последние годы выделяется «полюс несчастья» в возрасте от 56 до 65 лет — время размышлений и перехода пенсионного рубежа, когда человек находится в уязвимом положении. Люди этого возраста — поколение «сэндвичей», им приходится заботиться и о престарелых родителях, и о внуках. Одновременно они сталкиваются с проблемами на работе, в том числе с прекращением роста зарплаты.
Книга «Дорожная карта старения», по мнению Солодовниковой, — попытка продумать подготовку к одному из драматичных периодов жизни человека, вывести разговор о старении из «белого пятна». «Ловушка старости», полагает она, вызвана противоречием между снижением комфорта жилья и восприятием пожилым человеком ценности связанных с ним семейных историй и воспоминаний о родственниках и домашних питомцах.
Дискутант, директор Чаяновского исследовательского центра МВШСЭН, руководитель Центра аграрных исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Никулин, похвалил авторов за подход к сложной проблеме. «Дмитрий Рогозин с коллегами берутся за трудные темы, где нужны большие нравственные силы. Мы имеем огромное непонимание происходящего со старшими поколениями», — сказал Александр Никулин. В книге соблюден баланс между рассуждениями, социологической эмпирикой и конкретными примерами, поэтому она читается с интересом. Он считает, что авторы уделили чрезмерное внимание экономическому аспекту старения и доказательству беспечного отношения россиян к будущей старости. Они призывают, иронизировал дискутант, готовиться к пожилому возрасту смолоду, намекают, что иначе бедолагу ждет трудная жизнь.
«У каждого свои пути старения, и нельзя пробить автобан для всех, разработать дорожную карту для громадного разнообразия вариантов. Многое остается на уровне рекомендаций, на уровне здравого смысла», — полагает Александр Никулин. Он уверен: книгу следует дополнить главой о традиционных обществах, где старики воплощают глубину памяти и опыта и являются центром познания. Важно, чтобы они жили не для себя или других, а для всех.
Второй дискутант, старший научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики ИСП ВШЭ Елена Селезнева, отметила, что книга дополняет исследования ВШЭ, где также разрабатываются рекомендации по улучшению качества жизни пожилых людей. Следует планировать старость и дополнительно транслировать это обществу, что поможет решить немало проблем в межличностных отношениях.
Среди достоинств книги она назвала детальное исследование развития среды для пожилых людей. Также, по мнению Елены Селезневой, важно понимать, на кого они намерены полагаться. Важным достижением книги она назвала изучение авторами проблемы одиночества пожилых людей и дефицита человеческого общения. Также дискутант положительно оценила, что они не сузили проблему безопасности до защиты от финансового мошенничества. «Безопасность — это ощущение себя в обществе», — сказала Елена Селезнева.
Она полагает, что главу, посвященную заботе о пожилых людях, стоит дополнить изучением вопроса об оказании медицинской помощи, в том числе об уходе за теми, кому сложно помочь, об улучшении качества жизни за счет грамотного лечения. «Часто люди старшего возраста не получают помощи, в которой нуждаются в части лечения хронических заболеваний», — посетовала дискутант.
Она отметила: призыв резервировать деньги в среднем возрасте на старость невыполним примерно для половины населения России, поэтому многие люди опасаются старости. В возрастном обществе следует уделять больше внимания жилью и возможностям перемещения пожилых людей, поскольку они, особенно в малых городах, не могут переселиться в более качественные дома и квартиры.
Начальник отдела международной деятельности и общественных проектов Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Вадим Самородов отметил: авторы сфокусировались на субъективных ощущениях, они также исследовали, насколько нынешний образ жизни пожилых людей можно назвать стратегией выживания или стратегией счастливой старости. Он полагает, что ученые верно выявили ключевую проблему неготовности пожилых людей и общества в целом изменить образ жизни и действий старшего поколения.
Авторы в ответном слове поблагодарили дискутантов и других участников за выступления и конструктивную критику. «Хорошо, что столько вопросов и замечаний, это означает, что идет серьезный исследовательский разговор», — сказал Дмитрий Рогозин. Он пояснил: авторы стремились уйти от концепции экономического человека и описывали повседневность. «Основная беда стариков — это самовоспроизводимое одиночество, когда человек считает себя и свои знания никому не нужными. Как вырваться из этого круга — неясно», — посетовал он.
Эксперт РАНХиГС обратил внимание на различия ситуации в регионах, особенно в национальных республиках, где отношение к пожилым людям существенно отличается от отношения в большинстве территорий. Дмитрий Рогозин уверен, что изменение отношения к старикам может трансформировать общество в целом, важно не скатиться в эйджизм. Он уверен, что даже люди с невысокими доходами могут планировать старость, инвестируя в здоровье. «Вопрос счастливой старости гораздо меньше зависит от денег, чем мы к тому привыкли», — подытожил он.
В завершение семинара Оксана Синявская поблагодарила авторов и участников за интересную книгу и содержательную дискуссию. «Надо уважать свою старость, пожилой человек может не думать о максимизации пользы, когда меняется квартирой с детьми. Важно, чтобы им было удобнее. Интересно и то, как отличается ситуация в регионах», — резюмировала она.