Благотворительность как стартап: какие профессии нужны НКО

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

У каждого человека свой путь в волонтерство: кто-то начинает помогать окружающим, когда сам пережил тяжелую ситуацию, кому-то просто нравится делиться энергией. Эта деятельность помогает не только нуждающимся, но и самому благотворителю: он находит опору, стимулы и мотивацию в работе и жизни. Однако большинство людей не рассматривают ее как вариант оплачиваемой работы. Почему так происходит, можно ли считать волонтерство стартапом и как НКО становятся конкурентами другим компаниям в борьбе за кадры, рассказала продюсер Бюро социального маркетинга Центра внимания и продюсер совместного проекта с hh.ru «Работа с пользой» Екатерина Асекритова.

Выступление Екатерины Асекритовой «Зарабатывать и помогать: всё о карьере в благотворительности» проходило в лектории Центра лидерства и волонтерства НИУ ВШЭ.

Благотворительность и волонтерская деятельность окутаны мифами: такие организации у многих не ассоциируются с местом, где можно построить карьеру, туда идут только «профессионалы» — люди, которые готовы посвящать свою жизнь другим. Это убеждение очень сильно в обществе: опрос, проведенный в 2021 году hh.ru среди более чем 3,4 тыс. соискателей, показал, что 41% россиян воздержались бы от работы в НКО из-за «низкой зарплаты», а 34% опрошенных — из-за «финансовой нестабильности».

Екатерина Асекритова

Однако на деле, отмечает Екатерина Асекритова, некоммерческий сектор давно конкурирует на рынке с большими коммерческими компаниями и также находится в активном поиске высококвалифицированных специалистов. НКО предлагают самые разные вакансии, начиная от SMM-специалиста и заканчивая аудитором. «Единственная профессия, которая как-то отличает благотворительные фонды от коммерческого сектора, — это фандрайзер (специалист по поиску информационной и материальной поддержки. — Ред.)», — говорит Екатерина Асекритова.

Эксперт сравнивает работу в благотворительности со стартапом: «Часто работа бывает весьма специфичной и разнообразной: приходится разбираться в вопросах из других сфер, чтобы решить ту или иную проблему». Зарплаты в НКО сейчас уже находятся практически на том же уровне, что и у подобных специалистов в других секторах. «Благотворительный фонд — это пример современной быстрорастущей компании, но только при одном условии — принести максимум пользы при минимальных средствах», — отмечает Екатерина Асекритова. Благотворительный фонд организовывается в первую очередь для того, чтобы системно помогать и сделать проблему видимой. Такие организации меняют общественное мнение и законодательство, дают возможность людям помогать.

На данный момент в России зарегистрировано порядка 10 тыс. благотворительных НКО, среди них 477 проверенных благотворительных фондов. Больше всего таких организаций сконцентрировано в Москве — 108 крупных НКО. Интересно и то, что в нынешних реалиях НКО наравне с коммерческим сектором конкурируют за аудиторию. «Несмотря на то что благотворительность настраивает на добродушный лад, конкуренты неоднозначно относятся к фондам, так как считают их реальными конкурентами», — подчеркивает спикер. Вот только для фондов в этой гонке за аудиторией важно не потерять человечность: не начать использовать коммерческие заголовки или накручивать продажи.

С начала 2000-х годов благотворительность стала масштабной индустрией с большим количеством денег. В 2016 году бюджет около 60 крупных благотворительных фондов достигал уже 43,9 млрд рублей.

Бюджет организации, как пояснила Екатерина Асекритова, складывается в большинстве случаев из пожертвований и грантовых программ. «Поддержки фондов очень много, при этом 30% бюджета организация тратит на свои кадры. Все же задача любого фонда — найти постоянное финансирование», — подчеркивает она. Сейчас многие фонды внедряют ежемесячные платежи или подписки для добровольцев, рассматривают различные формы сотрудничества с бизнесом и участвуют в грантовых программах от государства.

НКО XXI века — это современный и быстрорастущий организм, который также является активным участником рынка, производящим общественные блага. Очевидно, что у таких организаций есть свои глобальные долгосрочные цели и промежуточные задачи, поэтому, кроме добровольцев, им нужны и высококлассные опытные специалисты, которые помогут НКО взаимодействовать с аудиторией, выстраивать четкую стратегию развития на основе данных, расширять функционал и так далее. Это и аналитики, и HR- и PR-менеджеры, и многие другие привычные для коммерческого сектора специалисты, подчеркивает Асекритова.

Проект «Работа с пользой» был запущен в декабре 2021 года Центром внимания совместно с hh.ru. Он посвящен особенностям работы в некоммерческих организациях. На одноименном портале можно узнать о деятельности благотворительных фондов, о том, как построить в них карьеру, а также найти открытые вакансии и стажировки.

Дата публикации: 27.12.2022

Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Камила Рафибекова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: