Сценарии развития отечественного агропромышленного комплекса и транспортной мобильности в условиях геополитической нестабильности обсудили участники объединенного научного семинара стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования».
Эксперты исходят из четырех базовых экономических сценариев, разработанных в НИУ ВШЭ: «Новая вовлеченность» — предполагает высокие темпы роста мировой экономики, при которых Россия приспосабливается к санкциям; «Не у дел» — высокие темпы экономического роста при усилении санкционного давления; «Склад на пожаре» — низкие темпы экономики при ослаблении санкций; «Турбулентное потерянное десятилетие» — строится на основе сохраняющихся санкций и рецессии.
С автомобиля на маршрутки
О сценариях развития транспортной мобильности в России до 2030 года рассказал научный руководитель факультета городского и регионального развития Михаил Блинкин. Прогнозы даны по четырем ключевым сегментам транспортной системы: железнодорожному и водному транспорту, включая основные логистические коридоры; воздушному транспорту в комплексе с национальным авиапромом; общественному и личному транспорту.
Эксперт рассказал, что секторальные санкции в относительно меньшей степени затронули как железнодорожный транспорт, так и производство вагонов и локомотивов. Наиболее уязвимым звеном национальной транспортной системы оказался воздушный транспорт. «В условиях геополитической турбулентности резервы внутреннего водного транспорта могут и должны быть использованы как для внутрироссийских грузовых перевозок, так и в рамках МТК «Север — Юг», — считает он.
Самый оптимистичный сценарий предполагает развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, включая сооружение второго Кузнецовского тоннеля и Северомуйского тоннеля — 2, а также рост грузовых перевозок в восточном направлении. Сохранение стабильного пригородного железнодорожного сообщения и движения пассажирских поездов со скоростями от 200 км/ч позволит развивать внутренний железнодорожный туризм. Могут быть открыты новые сухопутные связи — в частности, в районе Благовещенска, Хабаровска и, с достройкой МАПП «Пограничный», в Приморском крае. Может быть запущен железнодорожный и автомобильный транзит через территорию Абхазии и Грузии на Турцию с восстановлением моста через реку Ингури, а также сформирован круглогодичный коридор Каспийское море — Черное море через Волго-Донской канал и Азовское море.
В сфере воздушного транспорта предполагается, что бюджетные ресурсы позволят реализовать ключевые программы в авиастроении. Выпуск самолетов с 2028–2029 годов компенсирует сокращающуюся провозную емкость на иностранной технике. Технологический уровень российского авиапрома растет, собственный выпуск и системно организованный параллельный импорт позволят поддерживать летную годность значительной части ВС иностранного производства. Перспективной будет кооперация с КНР по широкофюзеляжному самолету и двигателям, а также по промышленному оборудованию в авиастроении. Возможна кооперация с такими странами, как Индия, Турция и Индонезия, заинтересованными в формировании национального авиастроения с полным трансфером российских технологий и организацией сборочного производства на их территории.
Фото: iStock
Адаптация национального транспортного машиностроения к новым условиям, продолжение собственного производства автобусов, трамваев и пассажирских вагонов пройдет с определенными потерями масштабов выпуска и возможным падением качества. Рынок легковых автомобилей частично восстановится за счет роста выпуска отечественных марок, поставок автомобилей из дружественных стран, а также параллельного импорта.
«Темпы автомобилизации населения замедлятся, но не станут отрицательными», — считает Михаил Блинкин.
Межмодальное распределение поездок будет смещаться в сторону общественного транспорта, также возрастет удельный вес неформального сектора перевозок — маршруток.
Ключевые зерновые
Доклад заведующей отделом экономики инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований Надежды Орловой был посвящен анализу критических направлений импортозамещения для развития АПК. Она отметила, что наша страна, обладая очень сильными позициями в мировом экспорте сельскохозяйственного сырья и продуктов невысокой степени переработки, сохраняет критическую зависимость по средствам их производства. При этом, по расчетам Института аграрных исследований, более 80% импорта поставляется из недружественных стран. Такое положение дел является ахиллесовой пятой в обеспечении глобальной конкурентоспособности нашего АПК.
В самом оптимистичном сценарии Россия сможет сохранить позиции с потенциалом наращивания экспорта по мясу птицы и отдельным продуктам мясного скотоводства в направлении Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, а также некоторых стран Африки. В худшем положении окажется свиноводство в связи ограниченным экспортным потенциалом и насыщением внутреннего рынка. Опора на внутренний рынок обеспечит некоторый прирост в молочном скотоводстве.
В сфере растениеводства отсутствуют барьеры и уязвимости по средствам производства только у зерновых злаковых культур, у других прогнозируется снижение урожайности.
«Зерновые злаковые — ключевой драйвер роста за счет внешнеэкономической составляющей, а также роста спроса на непродовольственное сырье внутри страны», — отметила эксперт.
Экспортный потенциал есть у зерновых злаковых, мясного птицеводства, а также у нишевой продукции, такой как органика, халяль, продукты здорового питания с высокой добавленной стоимостью. Среди направлений с высоким риском эксперт назвала индустриальные технические культуры и продукты их переработки (подсолнечник, сахарная свекла).
Основной производственный фактор сельского хозяйства — это инновации, наука, отметила директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова.
«Мы сейчас должны идти в Бразилию, Индию, Иран, в другие страны, где есть аграрная наука, и работать с ними. Сегодня решение только в этом», — убеждена она.