27–28 января 2023 года факультет городского и регионального развития проводит Форум имени А.А. Высоковского. Его тема в этом году — «Доказательная урбанистика: новые вызовы». В преддверии форума научный руководитель факультета городского и регионального развития ординарный профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин рассказал HSE Daily, как согласовать интересы городских властей, застройщиков и горожан, а также о том, каким должен быть качественный и удобный город, в который хочется возвращаться.
Исследованиями в области урбанистики и городского развития в Высшей школе экономики планомерно начала заниматься группа ученых под руководством Александра Аркадьевича Высоковского более десяти лет назад. К сегодняшнему дню исследования о городе как объекте управления, планирования и развития вышли на принципиально новый уровень. Работа приобрела междисциплинарный характер, к ней постепенно подключаются специалисты из других областей, используется исследовательский и экспертный потенциал вуза.
Исследования в сфере доказательной урбанистики способствуют развитию научной и прикладной базы городских исследований, в том числе в целях аналитического сопровождения правительственных инициатив «Новая градостроительная политика» и «Города больших возможностей».
У постсоветских городов есть своя специфика, которая находит отражение в тех вызовах, которые стоят перед учеными. Основываясь на проектном и экспертном опыте работы с реальными городами и регионами, мы занимаемся разработкой и формированием системы мониторинга пространственных и социальных эффектов реализации политик городского развития (градостроительных, жилищных, транспортных, экологических).
Внедрение разработанных методик и запуск систем мониторинга в конечном счете дадут возможность качественно улучшить управленческие решения в городском планировании, и нам хотелось бы еще раз подчеркнуть доказательность наших подходов.
Фото: iStock
Мы стремимся перейти везде, где только возможно, от аргументов «нравится / не нравится» к аргументам, основанным на математике и социологии, сделать наше предложение максимально доказательным для всех наших потенциальных собеседников. Это вопрос диалога с властью, заказчиками, девелоперами. Нужно добиться того, чтобы предложения были выгодны с социальной, культурной и других точек зрения.
Несомненно, важной задачей мы видим разработку и инициирование внедрения в управленческие практики федерального, регионального и муниципального уровня транспортных моделей нового типа.
Отдельной задачей для себя мы видим немедленное внедрение наших разработок в учебный процесс. Мы готовим городских планировщиков, обладающих максимально актуальными знаниями и компетенциями, чтобы в дальнейшем сформировать экспертное сообщество специалистов в области городского и регионального развития.
Одна из важнейших целей нашей работы — создать основу для отображения, назовем его условно, индекса успешности городов — управленческого инструмента, который не ранжировал бы города, а показывал возможные направления их развития, направления городских политик. В это понятие входит масса параметров: и комфортная городская среда, и приличные рабочие места, приличное школьное образование. Качественное образование часто преображает район, который считался загнившим: если школа приличная, то туда начинают переселяться семьи. Также сюда входят различные активы, от мощной промышленности до культурных впечатлений, интеллектуальной продукции, и даже имидж города, в котором приятно и жить, и гостить.
Я всегда цитирую студентам высказывание главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо: «В городе, сделанном не по канонам urban planning, жить будет невозможно. В городе, сделанном без креативной идеи архитектора, жить будет можно, но не нужно». Если мы не будем понимать комплекс идей, связанных с социальным и культурным, то в городе не нужно будет жить.