Финансовую грамотность необходимо формировать с раннего возраста, тогда она органично встроится в сознание человека и он сможет без усилий откладывать деньги и противостоять уловкам мошенников. Благотворительный фонд «Вклад в будущее» создал специальный курс для педагогов, работающих с детьми 5–10 лет.
Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ организовал вебинар «Финансовая грамотность для детей младшего возраста», предназначенный для воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. Руководитель программы «Финансовая грамотность» благотворительного фонда «Вклад в будущее» Нина Осипова рассказала о подходе фонда к формированию у детей подобных навыков.
«Задача фонда — предложить интересный контент в удобном специалисту формате для постепенного погружения ребенка в вопросы финансовых отношений в обществе, формирования его социокультурных ценностей, финансовой культуры. Эта задача в том числе связана с социальным окружением, в котором живет ребенок, и с его семейными ценностями, которые формируются с детства», — рассказала она.
Для того чтобы обеспечить единый образовательно-воспитательный процесс старших дошкольников (5–7 лет) и младших школьников (8–10 лет), в фонде составили две карты компетенций, на которые могут ориентироваться педагоги при разработке материалов для этих целевых аудиторий. В первую вошли вопросы, которые затрагивают такие понятия, как деньги, семейный бюджет и личный финансовый план. Дети узнают, какую функцию выполняют деньги, какие виды денег бывают, как они появились, на что тратятся и зачем нужны сбережения. Во вторую карту включены дополнительные темы: банки, риски и страхование. Ученики узнают о правилах бережного отношения к деньгам и рисках, угрожающих финансовому благополучию.
На основе карты компетенций специально для педагогов, которые работают с этой возрастной категорией, был разработан подробный курс «Юный финансист». Он включает пакет методических материалов, состоящий из готовых сценариев занятий, технологических карт урока и раздаточных материалов.
«Эти сценарии может использовать любой специалист, даже если он раньше не проходил специального обучения по основам финансовой грамотности. Материалы полностью готовы к использованию, их можно заблаговременно распечатать и изучить», — отметила Нина Осипова.
Обучение азам финансовой грамотности происходит путем развития метапредметных навыков: воображения, памяти, речи, творчества, коммуникации, работы в команде и т.д. Пять игровых занятий продолжительностью от 30 до 90 минут рассчитаны на 15–20 участников. У каждого сценария своя тема: изобретение и эволюция денег, валюты, путешествия по странам и континентам, доход, умение выстраивать свой финансовый план для достижения поставленных целей. К каждому занятию разработана технологическая карта и дополнительные материалы (игровые бланки, презентации, рабочие тетради). Дети будут не только слушать рассказы воспитателя, но и изготавливать поделки, производить математические вычисления в пределах 10, играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Дополнительно к этому курсу разработаны специальные интерактивные игры, которые помогут закрепить пройденные материалы на практике. Одна из таких игр — «Финансовый театр», в нее дети играют командами по 4–6 участников. В формате дискуссии ведущий рассказывает про правила финансово грамотного человека, а затем дети вместе анализируют известные сказки и басни (например, «Стрекоза и муравей»), выявляют безграмотное поведение героев и готовят собственную постановку с альтернативным сценарием.
«Все занятия игровые, чтобы дети через практику действия осваивали азы финансовой грамотности», — пояснила Нина Осипова.
Таким образом достигается цель курса — отработка основных алгоритмов финансово грамотного поведения.
Все методические материалы бесплатны и доступны на сайте фонда.