В России особенно популярны японские манги на космическую и фантастическую тематику. Почему космос захватил анимацию и страницы комиксов, как эволюционировали сюжеты для этих жанров и какие из них особенно привлекают взрослую аудиторию, на семинаре Института медиа ВШЭ обсудили куратор Центра манги и комиксов, исследователь манги Юлия Тарасюк и старший преподаватель Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ Юлия Магера.
Прародителем жанра аниме считается японский аниматор Осаму Тэдзука. Именно он был автором вышедшей в 1951 году манги «Могучий Атом» (в адаптированном западном варианте часто встречается название «Астробой»), на основе которой в 1963 году был снят первый одноименный аниме-сериал, отмечает Юлия Магера.
Это история о приключениях робота по имени Атом в мире, где андроиды живут вместе с людьми. Герой борется со злом и несправедливостью. В числе его врагов — ненавидящие роботов люди, вышедшие из-под контроля механизмы, инопланетные захватчики. Почти сразу «Могучий Атом» стал успешен не только в Японии, но и в США, где его показывали с 1964 года.
Позже знаменитый режиссер Стэнли Кубрик, увидев этот сериал, написал письмо Осаму Тэдзуке с приглашением участвовать в съемках проекта про космос в Великобритании. Тэдзука был польщен, но отказал Кубрику, поскольку у него самого была студия на 200 человек. В 1968 году Осаму Тэдзука узнал, что Кубрик звал его работать над фильмом «Космическая одиссея 2001», который в итоге получил премию «Оскар» и был признан одним из главных художественных произведений XX века.
Интерес к внеземному пространству в культуре возникает в 1960-е годы, сразу после первого полета человека в космос, обращает внимание Юлия Тарасюк. В 1970-х появляются первые японские космооперы. Отцом этого жанра в манге и аниме стал Лэйдзи Мацумото. В своих работах для дизайна космических кораблей он использовал военную технику ХХ века.
Первый большой проект Мацумото — «Космический крейсер “Ямато”». Это история о нападении инопланетян на Землю и последующем ее заражении. Чтобы спасти человечество, герои находят на дне океана потопленный во время Второй мировой войны японский крейсер «Ямато». Крейсер здесь выступает как Ноев ковчег, который помогает людям спастись и уберечь планету, очистив ее.
В 1990-е годы в России стала популярной космоопера «Легенда о героях галактики». По сюжету два государства борются за влияние в космосе: Галактический рейх сражается с Союзом свободных планет — имперская монархия противостоит демократическому альянсу. Эта манга поднимает вопросы политики и войны, не развешивая ярлыки хороших и плохих, отмечает Юлия Тарасюк.
«Выход “Gundam” (1979) — это время, когда аниме изменилось», — продолжает эксперт. Этот сериал об управляемых людьми роботах и космических войнах привлек к жанру аниме внимание массовой взрослой аудитории.
В основе сюжета “Gundam” («Мобильный воин Гандам») фантастическое будущее, где идет война между Землей и одной из ее гигантских космических колоний. Гандам — это мобильный доспех, секретное оружие, которое должно помочь воинам положить конец противостоянию врагов.
Может показаться, что космические аниме и манги в основном были направлены на мальчиков-подростков (жанр сёнэн), но это не так. Особый жанр, ориентированный на девочек-подростков(сёдзё), тоже был наполнен космической тематикой.
Как отмечает Юлия Тарасюк, космос и научную фантастику в сёдзё внесло новое поколение художниц 1970-х годов.
Так, классическая манга “Star Red” (1978) рассказывает о девочке с Марса, которая, будучи потомком первых неудачливых колонизаторов планеты, обладает даром телепатии. Она становится жертвой попыток повторной колонизации Марса с сопутствующим истреблением живущих там людей. Попадая на Землю, она сталкивается с жестокостью по отношению к отличающимся людям и вынуждена скрывать свое происхождение.
Кадр из аниме «Космический Денди»
Поджанр «необычные девушки и слабые парни» зарождается в 1990-х годах, подчеркивает Юлия Магера. Обычно это истории о девушках в оболочках роботов и богов и их взаимоотношениях с земными парнями. Например, сериал «Тэнти — лишний!» (1992) повествует о наследнике космической империи, вокруг которого вьются инопланетные девушки, желая стать его избранницей.
Некоторые аниме и манги рассказывают о космосе как части повседневной жизни, отмечает Юлия Тарасюк. Тема жизни и работы в космосе в аниме «Странники» (1999) раскрывается через уборщиков космического мусора, которые, будучи низшим звеном космической отрасли, делают чуть ли не самую важную работу.
Манга “Saturn Apartments” (2005) — о людях, живущих в городе на орбите Земли. Главный персонаж работает чистильщиком оболочки города, чтобы через нее в город проникал свет. История жизни и семьи героя раскрывается через его ежедневный рутинный труд в космосе.
Легендарное аниме «Ковбой Бибоп» (1998) и современное «Космический Денди» (2014) представляют один приключенческий жанр, но раскрывают приключения с разных сторон. Если «Ковбой Бибоп» — это драматическая история про бывшего полицейского, ставшего охотником за головами, то «Космический Денди» на грани комедии повествует о космических похождениях развязного пижона.
Место космосу нашлось и в манга-адаптации фильма Уэса Андерсона «Остров собак» (2018). В самых начальных кадрах здесь появляется первое живое существо, побывавшее в космосе, — собака Лайка. Мальчик, от чьего лица ведется рассказ, рассуждает о страданиях Лайки, ее чувствах и эмоциях.
Космическая тема вводит читателя манги в систему ценностей героя, подытожила Юлия Тарасюк.