«То, что работает на бумаге, не всегда работает на экране»: как написать книгу, по которой снимут кино

Кадр из фильма «Готовы на всё»
Кадр из фильма «Готовы на всё»

Чтобы книгу можно было экранизировать, ее изначально стоит писать как бизнес-продукт, уверена писатель и сценарист Дарья Сойфер. Она сформулировала шесть шагов, которые проложат путь к успеху. В рамках «Ночи студента — 2023» Дарья выступила в Вышке с лекцией от издательства «Эксмо» «Как написать книгу, которую захотят экранизировать».

Дарья Сойфер — писатель и сценарист, выпускница филфака МГУ, лауреат литературных премий «Рукопись года» 2017 года и My Like 2018-го. Ее роман «Исключение», после того как набрал несколько сотен тысяч прочтений в интернете, был опубликован в серии «Звезда Рунета» издательства АСТ. По ее книге «На грани серьезного» был снят сериал «Готовы на всё», вышедший в эфире СТС в 2021 году.

То, что работает на бумаге, не всегда работает на экране, но то, что работает на экране, на бумаге работает всегда, отмечает Дарья Сойфер.

Дарья Сойфер, фото: eksmo.ru

Обычно, когда сценарист начинает убирать из книги внутренние монологи героя, сюжета не остается. Чтобы книгу можно было экранизировать, ее изначально стоит писать как бизнес-продукт, уверена спикер.

Есть шесть шагов, которые помогут добиться результата.

Шаг 1. Анализ рынка. Нужно четко понимать свою целевую аудиторию, знать запросы как книжного рынка, так и кино. Кроме того, важно не ошибиться с жанром: фэнтези — жанр книжный, а young adult — и книжный, и хорошо экранизируемый.

Дарья Сойфер замечает, что российские продюсеры не любят триллеры отечественных авторов, потому что, «когда почитаешь новости, все равно становится страшнее». Важный творческий момент лежит в поиске личной боли — часто это важно для продюсера.

Шаг 2. Продуманный герой. «Герой типа Обломова, который плывет по течению и сам ничего не делает, или, наоборот, герой, у которого все получается, — это не работает для экранизаций», — подчеркивает эксперт. Важно продумать, чем зритель сможет ассоциировать себя с героем: нужен понятный архетип, желательно с изюминкой. При этом персонаж должен развиваться: в сценарном искусстве существует множество вариантов арок, через которые должен проходить продуманный персонаж.

Шаг 3. Трехуровневый конфликт. Внешний конфликт — проблемы выживания, денег или социального статуса, внутренний конфликт — аспекты любви, дружбы или отцов и детей. Третий уровень конфликта — философский: конфликт ценностного характера и идеалов, противостояния с обществом. Философский конфликт делает историю глубже.

Шаг 4. Создание структуры. Здесь, как с арками персонажей, существует много вариантов. У любой истории, отмечает Дарья Сойфер, есть начало, середина и конец. «Можно снять, как по асфальту летает пакетик, и сказать: это артхаус, я художник, я так вижу. Но я не уверена, что у вас будут большие кассовые сборы», — говорит она.

Для лучшего понимания, как выстроить четкую структуру и яркий сюжет, Дарья Сойфер рекомендует несколько книг: «Спасите котика! Все, что нужно знать о сценарии» Блейка Снайдера, «Киносценарий: основы написания» Сида Филда, «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» Кристофера Воглера и Дэвида Маккенны, «Скрытые инструменты комедии» Стива Каплана.

Шаг 5. Работа над книгой. Нужно сделать план по главам, то есть скелет текста. А дальше работать регулярно, считая свою выработку. Важно иметь яркое начало, не забывать о деталях (запахи, звуки, пейзажи) и не «слить» финал.

Шаг 6. Массированная атака. Чтобы книга снискала успех, нужно выкладывать ее на профильные литературные порталы, отправлять рукописи в издательства, делать заявки в кинокомпании и не забывать про активное продвижение в соцсетях.

«Идете на литпорталы, собираете аудиторию, потом в издательство со словами “у меня фанбаза”, потом к продюсерам со словами “я издаваемый автор, и у меня фанбаза”», — советует Дарья Сойфер.

Каждый шаг повышает шансы на успех.

«Пушкин расстроен, потому что я говорю не про музу, не про боженьку, — отмечает Дарья Сойфер. — Ну вот в таком мире мы живем».

Дата публикации: 08.02.2023

Автор: Семен Васильев, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: