Созданные еще в начале 1920-х годов советские туристические организации по своей структуре и целям существенно отличались от прежних и последующих объединений путешественников. Среди их ключевых целей не было отдыха в его традиционном понимании. Романтика самодеятельных походов «на природу» уступала место идеологической (в том числе антирелигиозной) работе в деревне, помощи крестьянам в обслуживании и ремонте сельхозтехники, поиску ресурсов для индустриализации и подготовке к военной службе.
Рабочая группа факультета социальных наук ВШЭ «Туристические практики населения под воздействием внешних шоков: возможности и ограничения изучения опросными и неопросными методами» провела семинар «Особенности пролетарского туризма в СССР в 1920–1930-е годы». Доклад о развитии советского туризма и его специфических чертах представил заместитель руководителя департамента политики и управления факультета социальных наук профессор Игорь Орлов.
Реконструированная на основе опубликованных и архивных источников история создания и развития массового туризма отражает общие тенденции развития общества и государства. Игорь Орлов полагает: созданные в 1920–1930-х годах организации не имели отношения к туризму в нынешнем понимании. Общество пролетарского туризма (впоследствии Общество пролетарского туризма и экскурсий) скорее выглядит противовесом привычному пониманию туризма как отдыха, оно было настроено на путешествия как на фактор повседневности и в пропагандистских целях.
Концепция массового «пролетарского туризма», самодеятельных походов, разработанная наркомом юстиции Николаем Крыленко, его коллегой по наркомату Владимиром Антоновым-Саратовским и работником ЦК ВЛКСМ Львом Гурвичем, предполагала, что групповые путешествия рабочих и служащих станут инструментом построения социализма.
«Чтобы лучше строить СССР, надо его знать. Хочешь знать СССР — будь туристом!» — гласил один из лозунгов Общества пролетарского туризма. Также туризм объявлялся одним из способов совершенствования личности в интересах социализма.
В 1929 году Общество туристов было преобразовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ), вскоре его переименовали в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Произошло объединение двух принципов работы: профсоюзы взяли на себя организацию и ресурсное обеспечение мероприятий, а комсомол — общественно-политический элемент.
Работа туристических обществ и их ячеек была подчинена целям преобразования страны. Считалось, что без выполнения общественных и культурно-просветительских задач туризм становится пустой забавой, «буржуазным развлечением». При организации мероприятий планировалось повысить доступность массового туризма и одновременно избегать «бесцельных длительных путешествий».
Предполагалось, что руководители и участники походов четко понимают задачи пролетарского туризма, предварительно серьезно прорабатывают маршрут и общественно-политические задачи мероприятия, составляют детальные честные письменные отчеты о работе, используют классовый подход к явлениям общественной жизни, способны грамотно изъясняться и использовать язык масс «без подлаживания и шаблона». Туристические походы для членов ячеек дотировались через профсоюзы, нередко они были бесплатными для участников.
Участники походов должны были проводить в сельской местности праздники, формируя новую карнавальную культуру. Игорь Орлов пояснил, что в брошюрах для туристов детально, вплоть до мелочей, расписывалось, как проводить хоровод, массовые пляски и другие мероприятия. Нередко туристические группы направлялись в деревню во время важнейших церковных праздников для проведения антирелигиозных мероприятий, например конкурсов песни и стрелковых состязаний. Организаторы надеялись отвлечь таким образом сельскую молодежь от прежних ритуалов и обычаев. Основой атеистической работы был разоблачительный принцип: примитивные, не требующие серьезного научного обоснования тезисы, отвечавшие задачам строительства новой колхозной деревни.
Туристические группы нередко воспринимались как мобильные пропагандистские бригады. Одним из ключевых критериев участия в туристическом движении было наличие пропагандистских навыков, умение грамотно ответить на скользкие вопросы. При этом руководители ОПТЭ понимали, что обычные методы пропаганды в деревне малоэффективны. Участники походов должны были агитировать делом: помогать крестьянам в починке и обслуживании сельскохозяйственных машин и инвентаря, проводить в села и деревни радио и электричество.
Группы формировались через ячейки туристов, их участники становились ядром группы, но при постановке масштабной задачи к ней присоединялись рабочие определенных специальностей (при поездке, одной из целей которой был ремонт техники и инвентаря) или люди, прошедшие срочную службу (организация стрелковых соревнований, военизированный поход).
Другой задачей ОПТЭ назывался обмен опытом работы на производстве. В 1931 году были организованы 79 специальных индустриальных маршрутов, мероприятия активизировались с началом стахановского движения. Профсоюзы стимулировали их для поддержки и развития связей между производствами и отраслями, формировались и межотраслевые штабы.
Алтай. Терехтинский хребет, фото: russianphoto.ru
Игорь Орлов сообщил, что туристов также привлекали для выполнения народнохозяйственных задач: в мае 1931 года был объявлен всесоюзный исследовательский поход пролетарских туристов за сырьем для станков пятилетки. Совместно с Главным геологическим управлением была издана серия из 15 брошюр с подробными инструкциями поиска полезных ископаемых и сбора горных пород и минералов. В 1931 году московские туристы во главе с геологом Вадимом Буханевичем во время путешествия по Тянь-Шаню обнаружили растение кок-сагыз — заменитель каучука, нашедший широкое применение в отечественной промышленности, были найдены и описаны и другие месторождения сырья.
Отдельной отраслью нового туризма была организация специальных военизированных походов, групповых массовых экскурсий в казармы, красноармейские летние полевые лагеря и на корабли военно-морского флота. Также практиковались походы в пограничные районы для их изучения (впоследствии это вызвало обвинения в шпионаже). Проводились пешие, конные и лыжные походы. В период отсутствия всеобщей воинской обязанности они приобщали молодежь к военной службе. Их участники учились читать карту, пользоваться компасом и преодолевать препятствия.
Ряды общества стремительно росли: в 1930–1932 годах его численность увеличилась со 169 500 до 936 700 человек, к 1936 году ОПТЭ включало более миллиона членов.
17 апреля 1936 года общество было ликвидировано, его имущество передали в Туристско-экскурсионное управление ВЦСПС, а руководство туризмом поручили Всесоюзному комитету по делам физкультуры, причем альпинизм вывели из его подчинения. Часть руководителей ОПТЭ обвинили в шпионаже, воспользовавшись их участием в походах, в том числе в приграничные районы.
По мнению докладчика, ликвидация ОПТЭ была частью государственной политики второй половины 1930-х годов, когда власть уничтожала массовые добровольные общества как потенциально опасные очаги гражданской свободы, самоорганизации и места работы для маскирующихся «врагов народа». «Для режима было важно задавить то, что он не мог контролировать», — отметил Игорь Орлов.
Отдельным сюжетом в истории туризма было его разделение на внешний и внутренний: одновременно с ОПТ в 1929 году был создан «Интурист». Также при организации ОПТ ему был отчасти передан и путевочный туризм. Поглощение этой сферы привело к тому, что общество одновременно пыталось заработать, встраивая платные путешествия в свою деятельность.
Отвечая на вопрос HSE Daily о продовольственном обеспечении путешествующих в условиях дефицита продуктов, Игорь Орлов пояснил, что туристы, как и командированные, получали специальные путевые карточки, «заборные книжки», по которым могли получать продовольствие в специальных пунктах. Однако туристы и руководители групп иногда вынуждены были брать маргарин вместо масла, субпродукты вместо мяса.
В обсуждении доклада приняли участие доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Евгения Надеждина, старший преподаватель кафедры Максим Маркин и студенты — участники рабочей группы.