Отечественная политика импортозамещения действует с начала 2000-х годов и достигла существенных успехов: доля импорта в России ниже, чем во многих развитых экономиках. При этом речь идет не просто о замене импорта на свою продукцию, а о создании конкурентоспособных высокотехнологичных производств. Политика импортозамещения сегодня в условиях санкций должна подстраиваться под запросы конкретных отраслей и решать задачу достижения технологического суверенитета. НИУ ВШЭ представил в МИА «Россия сегодня» подготовленный при участии РСПП и ВЭБ.РФ аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».
Руководитель авторского коллектива Юрий Симачев, директор ВШЭ по экономической политике, сообщил: в подготовке доклада участвовали 35 экспертов, использовавших данные макро- и микростатистики, опросы руководителей предприятий. Он подчеркнул, что авторы стремились проанализировать лучшие практики: «как складываются успешные кейсы и как ведут затейливые тропинки к успеху, чтобы показать, как действовать».
Юрий Симачев, фото: РИА «Новости»
Он подчеркнул: импортозамещение — не исключительно российская история. Его используют многие страны, чтобы развивать собственные технологии, создавать квалифицированные рабочие места.
Юрий Симачев уточнил, что импорт используют подавляющее большинство стран для развития экономики и насыщения рынка, плох не сам импорт, а высокая зависимость от него.
Россия использует различные политики замещения импорта с начала 2000-х годов. Сначала это были использование зарубежных технологий и размещение производств иностранных компаний в России, включение в цепочки создания добавленной стоимости. Затем началась локализация технологий и производств. После 2014 года, когда против России ввели первые санкции, было принято решение об ускорении развития своих научно-технологических компетенций, а также отраслевые планы импортозамещения. Наконец, с 2022 года взят курс на снижение импортозависимости и технологический суверенитет.
По расчетам авторов, уровень использования импорта в отечественной промышленности снизился с 49% в 1999 году до 39% в 2018 году, по этому показателю Россия вдвое опережает Сингапур и ряд стран Центральной и Восточной Европы, а также Францию и Германию (58 и 49% соответственно) и находится на уровне Индии и США.
Однако при формально невысоком уровне импорта сохраняется значительная степень технологической зависимости. Ситуация существенно отличается в разных отраслях: если в железнодорожном машиностроении доля отечественной продукции в потреблении превышает 90%, а в лесной — 80%, то в медицинской она едва больше 30%, а в фармацевтической не достигает 40%.
После массированных санкций 2022 года и ухода части зарубежных производителей ряд отраслей испытывают затруднения. Россия не может использовать опыт Южной Кореи, Тайваня и Малайзии, ей приходится обращать внимание на кейсы ЮАР и Ирана, живших или живущих под санкциями в течение десятилетий. Наибольшие сложности в обслуживании оборудования из-за отсутствия отечественных аналогов и ограниченного количества иностранных испытывают производители автомобилей, компьютерной и оптической техники и мебели (57,6, 55,6 и 55,1% соответственно). Проблемы в закупках технологий отмечаются в производстве компьютерной и оптической техники и одежды (50 и 46,6%).
Удачными кейсами импортозамещения Юрий Симачев назвал агропромышленный комплекс и деревообработку. Ключевыми факторами успеха, по мнению экспертов ВШЭ, стали последовательность государственной политики, доступность технологий, прямые инвестиции, в том числе иностранные, включенность в глобальные цепочки добавленной стоимости, инициатива предпринимателей снизу и наличие стратегии. «Не бывает так, что сегодня начали, а завтра уже достигнут результат», — предостерег от чрезмерных ожиданий Юрий Симачев.
В успехе импортозамещения важную роль играет закрепление зарубежных технологий на отечественной почве, обучение персонала их применению, в ином случае уровень зависимости от импорта повышается, несмотря на производство новых товаров, например в легковом автомобилестроении.
По мнению Юрия Симачева, в условиях ограничений следует задуматься о создании производств в иных юрисдикциях, а также о повышении роли малого и среднего предпринимательства. В нынешней ситуации они могут стать важным инструментом для ремонта цепочек добавленной стоимости, они подвижны и легко переносят передовые технологии. Чтобы повысить их заинтересованность в сфере импортозамещения, нужны новые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса.
Эксперты предлагают 7 ключевых направлений импортозамещения.
В некоторых отраслях, например авиастроении, требуется мобилизационная активация НИОКР и развитие собственных технологий; в биоиндустрии и медицинской технике нужна реинтеграция в глобальные цепочки на более выгодных условиях; в легкой промышленности следует адаптировать и локализовать импортные технологии; в фармацевтике и отдельных сегментах IT можно пойти по дженериковой модели; в электронике вероятна релокация в цепочки поставок и добавленной стоимости дружественных стран, а в некоторых отраслях (прежде всего автомобилестроении) целесообразен переход к выпуску продукции предыдущих поколений при упрощении технического регулирования для сохранения производства. Также следует обратить внимание на цифровую трансформацию отраслей, что, как полагают авторы доклада, позволит развернуть новые производства за счет интеграции компонентов.
«Нам нужно обратить внимание на принципы повышения эффективности, структурные эффекты, а не фронтальное импортозамещение», — подытожил Юрий Симачев. Ресурсов на него не хватит, кроме того, отсутствие импорта ослабит конкурентоспособность отечественных продуктов и товаров, ухудшит качество товаров массового потребления.
Для успеха импортозамещения важна предсказуемость политики государства, расстановка приоритетов, поощрение конкуренции и создание благоприятного климата для предпринимателей.
Михаил Кузык, фото: РИА «Новости»
Соруководитель авторского коллектива Михаил Кузык, заместитель директора Центра исследований структурной политики ВШЭ, дополнил: при многообразии вариантов политик импортозамещения выделяются две ключевые его модели — открытая модель с экспортом (Южная Корея, Тайвань, Малайзия и др.) и закрытая, с опорой на собственный рынок (отдельные страны Латинской Америки и Африки).
«Если ориентироваться на существование и опору на собственные силы, можно использовать закрытую модель, но если наша цель — развитие, нужна открытая модель», — сказал он.
Мария Глухова, фото: РИА «Новости»
Исполнительный вице-президент РСПП Мария Глухова отметила, что, по данным опроса членов союза, наибольших успехов удалось достичь в замещении сырья и материалов, также удалось заменить российскими аналогами примерно треть оборудования. Но и такой показатель, по ее мнению, отражает достаточно высокую эффективность работы Фонда развития промышленности и льготных кредитов. По словам Марии Глуховой, у бизнеса есть высокий спрос на поддержку экспорта, он видит интерес государства поддерживать его работу и готов реализовать инициативы в этом направлении.
Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач отметил: импортозамещение требует баланса между сложностью проекта, коммерческой эффективностью и пользой для потребителей. Среди таких проектов он отметил, в частности, обновление парка метро и трамваев с заменой импортных комплектующих отечественными.
Андрей Клепач, фото: РИА «Новости»
Он подчеркнул, что благодаря наработкам в создании композитов и поддержке НИОКР в двигателестроении российские авиапроекты — «Суперджет» и МС-21 — обрели новую жизнь: это будут гражданские самолеты с использованием российских композитов, отечественными двигателями, авионикой и другими комплектующими.
Также ВЭБ.РФ поддерживает предприятия, работающие на технологиях, созданных в Сколтехе. Например, компания «Интекма» производит ленту из углеродных материалов, «Стереотек» — уникальные 3D-принтеры. «Мы решаем не просто задачу импортозамещения, мы создаем промышленность будущего», — подчеркнул Андрей Клепач.
Александр Морозов, фото: РИА «Новости»
Первый заместитель гендиректора «Трансмашхолдинга» Александр Морозов сообщил: корпорация изменила свои приоритеты и логистику, она нарастила производство локомотивов, способных доставлять составы повышенного веса на Дальний Восток. Также начато производство магистральных тепловозов ТМ-28, способных буксировать составы весом более 7100 тонн по сложным участкам БАМа, а также маневровых тепловозов с рекордно низким в мире расходом топлива. По словам Морозова, успех достигнут благодаря замене одного двигателя двумя агрегатами «КАМАЗа»: во время низкой нагрузки работает только один из них.
Важно также, что отечественные локомотивы и вагоны оснащаются российскими комплектующими, что позволяет обеспечить полный цикл производства.
Александр Морозов рассказал, что корпорация выиграла благодаря наилучшему соотношению цена/технологичность/качество открытые конкурсы по оснащению метрополитенов Баку, Тбилиси и Ташкента новыми вагонами.
В обсуждении доклада также приняли участие директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик, заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» Михаил Матасов, председатель совета директоров агрохолдинга «Степь» Али Узденов и гендиректор ЗАО «Топ Системы» Сергей Кураксин.
Отвечая на вопрос журналиста, следует ли отказаться от импортных поставок и есть ли страны, достигшие полного импортозамещения, Юрий Симачев подчеркнул, что в мире нет стран с нормально действующей экономикой, работающей без импорта. «Никакая экономика не может производить все сама. Даже СССР и, если говорить шире, Совет экономической взаимопомощи, объединявший социалистические страны, импортировали товары и промышленную продукцию», — подытожил он.