Опросы компаний — участниц госторгов в России и Словакии показали, что в обеих странах поставщики склонны оправдывать неформальный подход заказчиков, когда контрагента выбирают, по сути, до официальных торгов. Но вероятность уголовного преследования за подобные манипуляции в этих странах разная. Департамент прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ провел научный семинар, на котором представил исследование «Неформальные практики и эффективность в государственных закупках».
По словам старшего преподавателя департамента прикладной экономики Юлии Родионовой, для сравнения с системой закупок в России была выбрана Словакия, поскольку ранее эта страна была членом социалистического лагеря, а затем приняла стандарты Европейского союза. Если Словакия позаимствовала нормы у ЕС, то Россия нарабатывала собственный опыт.
«Мы считаем, что это интересный пример двух постсоциалистических экономик с разными траекториями в плане формирования институтов. В частности, института государственных закупок», — говорит Юлия Родионова.
Предметом исследования стала практика выбора заранее определенного поставщика — когда заказчик определяет победителя еще до формальной закупочной процедуры. Исследователи провели опрос поставщиков в России и Словакии в 2020 году и получили довольно высокие оценки использования неформальных связей в обеих странах.
В ходе опроса было выяснено, что поставщики нередко оправдывают заказчиков, которые предпочитают неформальный выбор поставщиков в своей госзакупочной практике. «При этом поставщики, которые выбирали только оправдательные мотивы стратегии заведомого выбора, например стремление заказчиков к гарантированному и качественному исполнению контрактов, скорее всего, потенциально аффилированы с ними», — полагает Юлия Родионова. Кроме того, исследователи выяснили, что в России поставщики выбирают скорее оправдательные мотивы такой стратегии поведения заказчиков, а в Словакии — обвинительные.
С точки зрения исследователей, система госзакупок в России изначально предполагает более высокий уровень оппортунизма участников и сразу вводит довольно жесткие правила и ограничения. Более высокие баллы эффективности системы закупок и более высокие оценки эффективности судов как механизма урегулирования конфликтов в госзакупках можно объяснить и более строгим контролем за процессом закупок в России, а также более высоким личным риском наказания. Несмотря на противоречивость доказательной базы обвинения, в России существует реальная личная опасность привлечения к уголовной ответственности за нарушение в сфере госзакупок, по некоторым статьям УК вплоть до 12 лет лишения свободы, и в отношении должностных лиц регулярно возбуждаются уголовные дела, связанные с государственными закупками.
«В Словакии, как показало наше исследование, довольно низкий уровень персональной ответственности за различного рода манипуляции в системе государственных закупок. Там можно отделаться просто штрафом, причем сам штраф небольшой и платит не лично провинившийся, а организация», — пояснила Юлия Родионова.
«Что мотивирует опрашиваемых отвечать на ваши анкеты и насколько обеспечена репрезентативность выборки?» — такой вопрос прозвучал от одного из слушателей. С точки зрения авторов исследования, проведенные расчеты показывают, что структура выборки соотносится с генеральной совокупностью исследования. Что касается мотивации участников, то активности компаний-поставщиков способствуют просьбы помочь, исходящие от ведомств, таких как Торгово-промышленная палата, профильные министерства, при этом участникам опроса объясняют, что их ответы помогут правильно понять ситуацию и сформировать меры по ее улучшению, которые позитивно скажутся на работе самих предприятий, ответила Юлия Родионова.