Саммит «Большой двадцатки» показал, насколько неконструктивным может стать обсуждение экономических проблем, если одно из государств поставит себе задачу усилить влияние на других для достижения своих политических целей. Странам Глобального Юга следует объединиться и противостоять давлению, отстаивая свои интересы и суверенитет, попутно формируя экономику, не зависящую от решений Запада. Такое мнение высказали российские и индийские эксперты в ходе обсуждения встречи глав МИД G20.
Встреча министров иностранных дел 40 крупнейших экономик мира состоялась 1–2 марта в Нью-Дели. По итогам им не удалось принять совместную декларацию: РФ и КНР не согласились с двумя пунктами коммюнике по Украине. Вышло только резюме председателя G20, где подчеркивается, что «крайне важно поддерживать международное право и многостороннюю систему, которая гарантирует мир и стабильность». Таким образом Индия отреагировала на давление Запада с целью принуждения ее к занятию более жесткой позиции по отношению к России и Китаю.
Изначально «Большая двадцатка» создавалась как институт, который должен заниматься экономическими, социально-экономическими и финансовыми проблемами и при этом быть абсолютно неполитизированным, отметила проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» Виктория Панова в ходе прошедшей на днях экспертной дискуссии на площадке МИА «Россия сегодня». До сих пор странам удавалось находить этот баланс, но в последнее время делать это все сложнее.
«В прошлом году председательствовала Индонезия, представители которой смогли удержать повестку, максимально продвигать стороны к достижению консенсуса. И сегодня я вижу огромнейший труд со стороны наших индийских коллег, все мероприятия организуются на очень высоком уровне. Индия показывает себя как глобальный игрок, успешно выступающий за мир во всем мире», — подчеркнула проректор НИУ ВШЭ. Она рассказала, что участникам саммита удалось обсудить темы, которые больше всего страдают из-за геополитической конкуренции: продовольственная безопасность, устойчивое развитие, рост инфляции, снижение спроса на товары и услуги, разрыв логистических цепочек и другие важные проблемы, которые сейчас стоят на повестке. При этом Индия акцентировала внимание на роли Глобального Юга и его вкладе в решение общемировых проблем. Конструктивный диалог идет и в рамках «Женской двадцатки» — эта тематика очень важна для Индии, отметила Виктория Панова.
В условиях глубокого глобального раскола очень важно найти общий язык, подчеркнула она. Хороший шанс для этого предоставляется в этом году, когда в G20 председательствует Индия, а также в ближайшие два года, когда мероприятия «двадцатки» будут проходить под председательством Бразилии и ЮАР. «Страны Юга всячески поддерживают антиколониальную тематику, и мы должны это максимально использовать, чтобы продвигать вопросы устойчивого развития и справедливого мира», — полагает проректор НИУ ВШЭ.
Говоря о приоритетах Индии в рамках председательства в G20, генеральный директор аналитического Центра исследовательско-информационной системы для развивающихся стран профессор Сачин Чатурведи подчеркнул, что развитие Глобального Юга — это очень важный вопрос и Индия во главу угла старается поставить особенно важные для него проблемы.
«Из-за разрыва цепочек поставок более 75 стран Юга оказались в очень сложной ситуации с точки зрения продовольственной безопасности. Они все еще не получили необходимой поддержки. 25 стран столкнулись с экстремальными событиями, связанными с изменениями климата. Кроме того, необходимо решать вопросы, связанные с безопасностью, в частности с кибербезопасностью, и противодействием терроризму. Также большое значение для нас имеет женская повестка», — рассказал он. Кроме того, Сачин Чатурведи подчеркнул, что Индия намерена придерживаться многостороннего подхода, принимая во внимание различные позиции и интересы.
Сейчас действует сетевая система управления мировым сообществом, сформированная под эгидой США, заявила директор Института исследований международных экономических отношений, профессор департамента мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Виктория Перская. Позиция европейских партнеров, в частности канадских, японских и австралийских, подчиняется существующим законам сетевизации международных отношений и не может выйти за эти рамки.
«Современный мир построен по англоцентричной модели, и все на нее ориентируются. Предлагая любые инициативы, мы в первую очередь озабочены тем, как отреагируют на них США и Европа, но не страны Юга. Развивающимся странам и тем, кто придерживается воззрения на создание справедливого мироустройства, на многополярную, полицентричную конфигурацию мирового сообщества, нужно постепенно отказываться от того, что старший брат в лице США и стран Западной Европы, более технологически развитый, что-то нам предоставит. Надо объединять усилия, надо принимать свои решения — и работать в этом направлении именно в рамках “двадцатки”», — отметила эксперт. При этом, чтобы решения «двадцатки» имели эффект, страны-участницы должны обладать полноценным суверенитетом, подчеркнула Виктория Перская.
Председательство Индии — это возможность наладить взаимоотношения, объединить усилия Юга, Севера, Запада и Востока, полагает основатель и президент Форума глобальных исследований Сандип Трипати.
«Решать текущие экономические, финансовые проблемы недостаточно, в первую очередь мы отдаем приоритет достижению общих решений. Сверхдержавы создают перекос в международных отношениях. Необходимо уравновесить их влияние. Многосторонний подход подвергается нападкам со стороны Запада. Мы не можем сказать, что современный мировой порядок по-настоящему многосторонний. Нам нужно совершенствовать систему глобального управления, и Индия предлагает в качестве модели взять свой собственный опыт. Мы придерживаемся убеждения, что у человечества единое будущее», — заявил он.
История не знает более неадекватной ситуации, чем та, которая сложилась на сегодняшний день, считает профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД России Петр Толмачев. По отношению к России принято уже свыше 14 тысяч санкций. «В современных условиях сложилась новая парадигма международного разделения труда, основу которой составляют глобальные цепочки добавленной стоимости, что позволяет многим субъектам бизнеса участвовать в международных отношениях. Такая ситуация совершенно уникальна. Центр мирового производства сосредотачивается в азиатском регионе. Экономика Глобального Юга очень значительна с точки зрения человеческого потенциала, нельзя не принимать этого во внимание. Поэтому, когда мы говорим о повестке “Группы 20”, очень важно и значимо искать баланс интересов», — отметил он. Эксперт добавил, что при этом страны Глобального Юга сталкиваются с исключительной импортозависимостью, поэтому поиск пороговых значений национальной экономической безопасности становится исключительно актуальным.
Профессор Центра европейских исследований Школы международных исследований им. Жана Моне Университета им. Джавахарлала Неру (Нью-Дели) Гульшан Сачдева выразил надежду, что к сентябрьскому саммиту главам стран и правительств «Группы 20» удастся выработать определенный консенсус.
«Консенсус имеет очень большое значение для G20. Если достичь консенсуса по международным вопросам “Группой 20”, ее решения можно брать на вооружение уже всем институтам глобального управления. Конечно, это не формальная структура. Группа создавалась для международного экономического сотрудничества, и, когда в ее повестку привносят геополитику, это приводит к трениям. Но мы видели и при индонезийском председательстве, и сейчас и, уверен, увидим в будущие председательства Бразилии и Африки, что у участников группы есть желание продвигать повестку Глобального Юга», — полагает профессор.