Функционал государственных информационных систем, качество данных достигли зрелости, этап накопления сменяется этапом выработки системных решений. О роли цифровой трансформации в современном госуправлении шла речь на объединенном научном семинаре «Датацентричное госуправление: эффекты, риски, барьеры», который прошел в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность».
Заведующий Международной лабораторией цифровой трансформации в государственном управлении ИГиМУ НИУ ВШЭ Евгений Стырин выступил с докладом «Государственное управление, основанное на данных: ключевые барьеры и перспективы развития». Он рассказал о новом подходе в государственном управлении, при котором процесс выработки и принятия решений основан на собираемых и обрабатываемых органами государственной власти данных, точно описывающих объекты управления в предметной области.
По словам Евгения Стырина, система цифровой трансформации государственного управления, пришедшая на смену электронному правительству, характеризуется принципиально новым качеством — эффективным управлением данными, на основе которых должны приниматься государственные решения. «Функционал государственных информационных систем, качество данных в них, а также уровень межведомственного взаимодействия на основе данных достигли высокого уровня зрелости», — объясняет он. При этом от органов власти требуется постоянный контроль качества, партнерство с заинтересованными отраслевыми игроками по обогащению данных и многократному использованию.
Как рассказывает Евгений Стырин, и в России, и за рубежом датацентричное государственное управление внедряется посредством изменений нормативно-правовой базы, выработки сопутствующих управленческих практик и процессов, при которых прогнозирование и принятие решений опирается на качественные, релевантные, актуальные данные об объектах управления.
«Рассуждать о новых системах госуправления очень сложно, потому что не существует единого способа описать государственное управление всеохватно в виде единой модели, — отмечает ученый. — Получается так, что в госуправлении, как и в науке, удается выделять отдельные концепты, привлекая внимание исследователей к новым, формирующимся чертам».
Сейчас мы наблюдаем, как этап накопления данных, этап перевода базовых, множественных услуг в электронный вид сменяется этапом выработки решений системного и эффективного использования огромных объемов данных, продолжающих накапливаться, — того, что мы называем большими данными. Стоит задача понять, как использовать этот ресурс, говорит эксперт.
Принимать решения для датацентричного госуправления — это значит опираться на точные верифицированные данные. «Не секрет, что при традиционных парадигмах государственного управления целевые показатели не всегда были обоснованы», они могли быть основаны на интуиции, так же как и прогнозы, в то время как «сейчас есть возможность заниматься прогнозированием, постановкой стратегических целей, количественно измеряемых достижений в экономике на основе верифицированных данных», подчеркнул Евгений Стырин.
Фото: Гостех / ВКонтакте
Он напомнил, что в России уже создан и работает проект НСУД — Национальная система управления данными. Это платформа, на которой в перспективе будет возможна классификация данных, их единообразное описание и систематизация источников происхождения. На сегодняшнем этапе главной задачей этого проекта считается переход от более общих подходов к более конкретным рекомендациям — например, какие наборы данных нужны, какие из них приоритетны.
Евгений Стырин рассказал также о платформе «Гостех», созданной для формирования единой среды разработки новых государственных систем.
Для того чтобы реализовывать проекты по датацентричному управлению, необходимо учитывать разные группы рисков. «Сегодня высока вероятность значительных ущербов: кража данных, хакерские атаки, рост цифрового мошенничества, нарушение интеллектуальных прав, утечка персональных данных, сбои в работе информационных систем, — констатировал эксперт. — Эти проблемы системные, для их решения требуется отдельный контур безопасности данных, инструктирование, повышение цифровых навыков служащих и самих граждан, создание образовательных механизмов, чтобы учить граждан правильно пользоваться цифровыми продуктами».
На вопрос о том, насколько значительна в сфере госуправления роль таких крупных компаний, как «Яндекс», ВК, Сбер и другие, Евгений Стырин ответил, что оценить эту роль сложно, но очевидно, что такие компании могут эффективно участвовать в предоставлении датацентричных решений для органов государственного управления.