Демографы и статистики отмечают резкий рост смертности, в том числе вследствие самоубийств и отравлений алкоголем, в праздники, прежде всего в Новый год, Рождество и дни рождения, во многих странах, которые считаются христианскими. Такие тенденции возникают из-за особого стиля поведения, которое может базироваться на пережитках языческой культуры. Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Александр Немцов представил в НИУ ВШЭ доклад «Избыточная смертность в праздники как поведенческая проблема».
Презентация и обсуждение доклада прошли в рамках семинара «Культура имеет значение», который проводит Центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ.
Докладчик пояснил, что идея изучить проблему избыточной смертности в праздники пришла ему осенью 1985 года, в разгар антиалкогольной кампании, предпринятой советским руководством. «Я подумал, что это не только борьба с пьянством, но и замечательный эксперимент по снижению потребления алкоголя в сильно пьющей стране», — сказал Александр Немцов.
В первый период исследования затруднялись из-за секретности значительной части статистических данных и отсутствия сведений о расходах на потребление алкоголя: они были «зашиты» в затраты на покупку продуктов. Однако в советской системе в то время секретность не была тотальной. Через знакомых он получил доступ к сведениям о числе вызовов скорой помощи по разным причинам, в том числе на обострения алкогольных психозов. Это позволило получить материалы за 1982–1984 и 1985–1986 годы. Уже тогда стало ясно, что каждый январь отмечался резкий пик алкогольных психозов, меньшие всплески приходились на 1–2 мая и 7 ноября.
Аналогичные тенденции отмечались и в других городах, например в Екатеринбурге. После рассекречивания данных о смертности появилась возможность изучить ее общую динамику и динамику смертей по разным причинам.
Александр Немцов пояснил, что изучал смертность и ее причины в период с января 2011-го по январь 2019 года. В среднем за год умирали 2 млн человек, или около 5500 человек в день. В январе каждого года отмечался пик общей смертности. Эта картина соответствует динамике смертей от случайного отравления алкоголем, что, полагает ученый, подтверждает зависимость общей смертности от алкогольной. Существенно меньшие пики отмечаются 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая.
Если построить график, где сочетаются кривые реальной смертности и средней, не учитывающей праздничные значения, то получится вычислить избыточную смертность.
По расчетам Александра Немцова, общая избыточная смертность в период с 1 по 22 января за 9 лет составила 78 000 человек, в том числе 21 000 — за 1 и 2 января. Наивысший рост смертности в январские праздники (45%) отмечается в возрастной категории 45–55 лет. «Такова цена за особое отношение к январским праздникам», — считает ученый.
Наибольший вклад в избыточную смертность вносят болезни органов кровообращения, сердечно-сосудистые заболевания и алкогольные отравления. В эти же дни растет число убийств и самоубийств.
По мнению докладчика, причина роста смертности в январе — не длинные праздники. Ее резкое увеличение отмечалось и до 2005 года, когда люди шли на работу вскоре после Нового года. Ключевой причиной повышенной смертности в январе Александр Немцов назвал резкий рост потребления алкоголя, который подтверждается статистикой продаж официальной алкогольной продукции в конце декабря, а также данными Google Trends о запросах на покупку и доставку водки и самогона. По словам исследователя, пик запросов приходится на 31 декабря, затем наблюдается спад: люди потребляют закупленный ранее алкоголь.
Также существенный рост смертности отмечается в дни рождения, накануне и сразу после них.
По словам ученого, повышенная смертность в праздники — не исключительно российская проблема. Например, в США избыточная смертность выше в рождественские праздники, нежели в Новый год, в Германии, напротив, избыточная смертность выше в Новый год, но эти показатели ниже, чем в России.
В странах, где большинство населения исповедует ислам, в мусульманские праздники отмечается рост поступления в больницы пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В России смерти в новогодние праздники, по мнению докладчика, наносят относительно небольшой урон по сравнению с ростом заболеваемости и порождаемым им увеличением нагрузки на систему здравоохранения.
Резкий рост числа смертей в Новый год и дни рождения вызван, по мнению Александра Немцова, рубежностью события: люди стремятся отдохнуть и «зарядиться» на год вперед. Многие отмечают эти праздники по принципу «как встретишь Новый год, так его и проживешь»: люди стараются добыть необычные продукты, шьют особенную одежду, причем в последние годы это отчасти соединилось с китайской культурой празднования Нового года.
Александр Немцов напомнил слова поэта Иосифа Бродского: «В Рождество все немного волхвы». Возможно, в эти дни ярко проявляется языческое начало: происходит своего рода погоня за продуктами и выпивкой, закрепленная в советские годы практикой появления части дефицитных продуктов именно в Новый год.
Создается впечатление, считает докладчик, что 1 января многие приносят жертвоприношения, замаливают грехи. Это следствие языческого отношения к празднику как к рубежному. Избыточно празднующие пытаются привлечь к себе новые блага или отвести от себя неприятности. Иногда, считает Александр Немцов, можно подумать, что часть неофитов приняли православие как обряд, а не как образ мысли и веру и используют символы христианства скорее как обереги.
Борис Решетников «Ни капли», 1961 г.
Директор Центра социокультурных исследований ВШЭ Александр Татарко задал вопрос о причинах высокой смертности детей в новогодние праздники и соотношении смертности от алкоголя женщин и мужчин.
Докладчик объяснил тенденцию значительным потреблением алкоголя детьми из-за снижения контроля за его хранением со стороны взрослых и небольшой дозой, необходимой для тяжелого отравления. Кроме того, по его расчетам, женщины вчетверо реже мужчин умирают от алкогольного отравления, но в советские годы мужчины гибли от алкоголя в 8 раз чаще.
Ведущий научный сотрудник Центра социокультурных исследований ВШЭ Екатерина Бушина поинтересовалась, наблюдается ли снижение смертности во время религиозных постов. По мнению докладчика, эта тенденция малозаметна, пока она не подтверждается расчетами.
Научный сотрудник Центра социокультурных исследований ВШЭ Надежда Муращенкова поинтересовалась, можно ли снизить смертность в праздники. Докладчик полагает, что этого возможно достичь просвещением и разъяснением опасности чрезмерных возлияний и следования языческим и неоязыческим обрядам, однако в последние годы, по мнению Александра Немцова, происходит расширение распространения языческого в повседневности, особенно в праздничных обрядах.
В обсуждении доклада также приняли участие главный научный сотрудник Центра социокультурных исследований ВШЭ Виктория Галяпина и ведущий научный сотрудник Института прикладных политических исследований ВШЭ Юлия Белова.
В завершение семинара Александр Немцов поблагодарил за помощь в сборе материалов демографов Тимура Фаттахова, ранее работавшего в Институте демографии ВШЭ, и Романа Гридина из школы управления «Сколково».
По мнению докладчика, алкоголь обладает полезными качествами как антидепрессант и транквилизатор, но одновременно — токсичными свойствами при неумеренном потреблении. Проблема в том, считает Александр Немцов, что слишком большое количество явлений в повседневной жизни стало связываться с выпивкой.