Нереально прекрасны: придуманные в соцсетях и на ТВ идеалы красоты посильнее факторов теории эволюции

Фото: iStock
Фото: iStock

Что вызывает желание красиво одеваться, наносить макияж, делать прическу, накачивать мускулатуру? Есть ли страны, где красота не рассматривается как обязательный признак гендера? Ученые ВШЭ изучили распространенные предикторы подобного поведения. Центр социокультурных исследований проводит серию научных семинаров «Культура имеет значение». На одном из них выступил научный сотрудник центра, доцент департамента психологии Дмитрий Дубров с докладом «Предикторы повышения собственной физической привлекательности индивида».

Дмитрий Дубров рассказал о результатах исследования, основанного на опросе более 93 тысяч человек в возрасте от 18 до 90+ лет из 93 стран. Опрос проводился в международной коллаборации в электронном виде в период пандемии и ограничений в 2021 году.

Дмитрий Дубров

Исследователи задались вопросом, зачем человек заботится о своей внешности, прилагает усилия для повышения физической привлекательности, а человечество это делает на протяжении всей своей истории. Насколько культурно и гендерно универсален этот феномен, какие переменные оказывают на него влияние?

Было сформулировано несколько гипотез, построенных на основе эволюционной теории, влияния биосоциальных ролей, распространенности патогенов с учетом ценностных ориентиров и влияния медиа.

Например, исходя из теории эволюции, можно предположить, что женщины, особенно молодые и незамужние, тщательно следят за своей внешностью, чтобы получить больше шансов найти партнера. В странах, которым присуще гендерное неравенство, красота является жизненно важной частью женской социальной роли. В странах, где чаще встречаются опасные инфекции и высок риск их передачи, непривлекательность может быть значимым признаком плохого самочувствия, и люди будут стараться скрыть возможные следы болезни или ее последствий. Жители стран с высоким уровнем индивидуализма уделяют больше внимания собственной привлекательности, чем представители стран с коллективистскими установками. Кроме того, учитывались такие факторы, как социоэкономический статус, образование и политические убеждения.

Фото: iStock

Как показали опросы, стремление улучшить свою внешность является культурно универсальным. Женщины тратят «на красоту» больше времени, чем мужчины, — примерно на полчаса в день. Однако и мужчины заботятся о внешности, хотя и несколько по-другому.

«Наше открытие заключается в том, что мужчины тоже заботятся о себе — о физической форме, мускулатуре, поскольку в обществе это все еще считается признаком маскулинности. Особенно в странах, где гендерная идентичность является важной, мужчины много времени тратят на спорт, чтобы выглядеть привлекательно для противоположного пола», — отметил Дмитрий Дубров.

Меньше внимания своей внешности уделяют женщины из стран с равноправными установками, так как они испытывают меньшее давление со стороны общества.

Кроме того, опросы показали, что люди, которые только вступили в романтические отношения, больше склонны к улучшению внешности, чем те, которые находятся в длительных отношениях.

Также значимым предиктором является возраст. Достаточно много внимания физической красоте уделяют люди в молодом и зрелом возрасте, а в среднем возрасте количество затрачиваемых на это усилий заметно уменьшается. Исследователь объяснил это тем, что молодые люди ищут пару, а зрелые стремятся скрыть признаки возраста. Заметнее эти тенденции проявляются в женской выборке.

Согласно опросам, распространенность патогенов — незначимый предиктор, автор доклада объяснил это доступностью и довольно высоким уровнем медицины.

Самым же сильным фактором оказалось использование социальных сетей и влияние ТВ. Большинство исследователей сходятся во мнении, что СМИ зачастую транслируют нереалистичные идеалы красоты, которым люди пытаются следовать, хоть и испытывают при этом негативные чувства: тревогу, депрессию, недовольство своим телом. Но вместе с тем соцсети заставляют людей больше времени уделять своей внешности и прилагать усилия для повышения своей привлекательности.

Впрочем, не исключено, что много сил тратит на это именно та часть респондентов, которая проводит много времени в соцсетях, отметил автор доклада.

Дата публикации: 31.03.2023

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: