«Местечкового технологического суверенитета быть не может»: как развивать инновационное предпринимательство в вузах

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Модератор пленарного заседания конференции Евгений Савелёнок, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций ВШЭ, обратил внимание, что часть докладчиков — выпускники образовательных программ кафедры. «За 10 лет мы выпустили несколько сотен инициативных и целеустремленных людей. Рассчитываем на спокойный профессиональный разговор», — сказал он.

Евгений Савелёнок, фото: Высшая школа экономики  

Пленарное заседание было посвящено предпринимательству в российских университетах. Вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян подчеркнул: университеты неразрывно связаны с инновациями. Новая Англия возникла рядом с Массачусетским технологическим институтом, а Кремниевая долина — рядом с Беркли и Стэнфордом. То же самое можно проследить и в других странах.

Игорь Агамирзян призвал отказаться от традиционного взгляда на университетское предпринимательство как на студенческую инициативу. В большинстве ведущих мировых вузов бизнесом занимаются профессора и преподаватели, передавая свой опыт студентам. Профессорские бизнес-инициативы часто востребованы на рынке: например, Coursera — стартап профессоров Стэнфорда. В некоторых университетах требуется, чтобы один день в неделю преподаватель посвящал предпринимательству.

Игорь Агамирзян, фото: Высшая школа экономики

Вице-президент ВШЭ назвал Вышку классическим примером активного внутриуниверситетского предпринимательства. «Любая новая программа и исследовательская лаборатория — это внутренний стартап. А на текущей стадии развития внутрикорпоративное предпринимательство является не менее важным, чем открытое рыночное», — сказал Игорь Агамирзян. Он отметил важность развития предпринимательской инициативы у преподавателей и сообщил, что запущенный в рамках стратегического проекта по цифровой трансформации проект коммерциализации деятельности вузов вызвал заметный интерес у преподавателей. По мнению Игоря Агамирзяна, следует отказаться от термина «внедрение» и обратить внимание на формулировку «конвертация научно-исследовательской деятельности в успешные проекты». «Внедряют что-то ненужное, а нужное купят или украдут», — считает вице-президент ВШЭ.

По его мнению, важно разделять технологический суверенитет и импортозамещение. Первый возможен только при достижении уровня, позволяющего экспортировать технологии. «Местечкового технологического суверенитета быть не может», — уверен вице-президент ВШЭ. В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука, к ней надо добавить связку образования и исследований и привлечение к ним студентов.

Директор Центра университетского партнерства ВШЭ Анна Гармонова подчеркнула важность идеи предпринимательства преподавателей и развития образовательных инициатив. Программы ряда онлайн-магистратур ВШЭ уже зарегистрированы как интеллектуальная собственность университета и их разработчиков, их использование без согласия ВШЭ повлечет за собой судебные разбирательства.

Анна Гармонова сообщила: исследования показывают, что среди студентов ведущих российских университетов большинство магистров и значительная часть бакалавров работают по специальности обучения, но при этом многие испытывают недостаток лидерских и предпринимательских компетенций, для их получения примерно треть студентов идут на платные программы дополнительного образования. Это, полагает она, означает возможность создать соответствующие направления обучения в вузах. Директор Центра университетского партнерства уверена, что нужно создать эффективную модель магистратуры, дающую работающим магистрантам недостающие навыки. «Надо понять, как упаковать программу, чтобы получить эффект для университета и рынка труда», — сказала Анна Гармонова. 

Павел Рудник, фото: Высшая школа экономики

Один из главных факторов развития предпринимательства в университете — это вовлечение сотрудников и студентов в прикладные исследовательские проекты, в том числе предпринимательские, считает заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Павел Рудник. Важно также реализовать проекты, где возникает междисциплинарный диалог представителей социальных, гуманитарных и математических наук. Он сообщил, что в ходе реализации стратегического проекта удалось привлечь 30 молодых исследователей, высказавших идеи, ставшие основой отдельных проектов коммерциализации. «Это говорит о том, что внутренняя среда технологического предпринимательства в ВШЭ достаточно зрелая, люди думают о своих проектах, готовы поставить перед собой цели и достигать их», — сказал Павел Рудник. Ключевым элементом успеха технологического предпринимательства в университете он считает соответствие исследований спросу в экономике. «Требования индустрии к университетам стали более четкими — конкретные разработки в сжатые сроки с пониманием, куда они будут встраиваться», — подытожил он.

Научный руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» кафедры менеджмента инноваций ВШЭ профессор Александр Чепуренко отметил, что первый период развития предпринимательства в российских университетах, связанный с заимствованием зарубежных институтов, завершен. Сейчас, считает он, следует различать идею инновационного и реального предпринимательства в вузе. 

В прошлом году рынок стартапов в России существенно сократился, что влечет за собой необходимость перезагрузки инновационного предпринимательства. Для этого, полагает профессор ВШЭ, необходимы три актора: государство, бизнес и университет, каждый из них может брать лидерство на себя.

Сейчас развитию предпринимательства в университетах препятствуют неопределенность права собственности на результаты интеллектуальной деятельности и высокая загрузка преподавателей учебными занятиями. Александр Чепуренко отмечает, что идея увеличения числа малых инновационных предприятий не имеет перспектив.

Александр Чепуренко, фото: Высшая школа экономики

«Скорее всего, главную роль будет играть крупный бизнес, который будет искать интересные идеи и команды и будет дополнять их своей экспертизой и возможностями. Компании, в том числе полугосударственные, будут искать идеи и пытаться их коммерциализировать. Получится или не получится — мы увидим через три-четыре года», — считает Александр Чепуренко. Этот процесс, по его мнению, будет напоминать происходившее в Южной Корее в конце 1980-х — 1990-е годы. Тогда чеболи (крупные корпорации) стремились развивать экономику, в том числе через сотрудничество с университетами.

На конференции были сделаны доклады по теоретическим и практическим проблемам инновационного предпринимательства, подготовленные преподавателями НИУ ВШЭ, выпускниками и магистрантами образовательной программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Представители ведущих отечественных высокотехнологичных компаний провели мастер-классы по управлению инновационной деятельностью и использованию возможностей импортозамещения для развития технологий.

Дата публикации: 03.04.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: