Отечественная креативная экономика развивается недостаточно быстрыми темпами. Причина в общей экономической стагнации и, как следствие, в недостаточном спросе на предлагаемые креативными индустриями товары и услуги. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал первый выпуск научного дайджеста, темой которого стало «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы».
Авторы дайджеста во главе с первым проректором НИУ ВШЭ, директором Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ Леонидом Гохбергом отмечают, что к креативным индустриям относятся сектора экономики, где значимая часть добавленной стоимости формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. В них, в частности, включают архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание и рекламу.
В последние годы до пандемии креативные индустрии демонстрировали быстрый рост. В 2019 году они создавали 3% мирового ВВП и обеспечивали 1% мировой занятости. Их развитие позволяет использовать накопленный человеческий капитал, увеличивать экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, диверсифицировать занятость.
В России в 2019 году валовая добавленная стоимость креативных индустрий составляла $104,6 млрд по паритету покупательной способности, или 2,4% ВВП
Россия существенно уступает странам — лидерам по этому показателю, в частности Италии, Великобритании и Австралии, где доля креативных индустрий в ВВП составляет 6,1, 5,8 и 5,7% ВВП соответственно. Тем не менее численность занятых в отечественной креативной экономике, к которым авторы относят не только занятых в соответствующих отраслях, но и представителей креативных профессий в других сферах экономики, выросла. В 2017-2019 годах этот показатель поднялся с 4,2 до 4,9 млн человек. Их доля в общей занятости за этот период увеличилась с 5,9 до 6,8%. Почти три четверти работников сосредоточены совокупно в таких сферах, как мода (30%), музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговая деятельность (28%), а также в издательской отрасли (15%). Наибольший рост добавленной стоимости в последние годы демонстрировали сектора IT, видеоигр и рекламы.
В собственно креативных отраслях в России работают около 2,7 млн человек, или 3,8% всех занятых. Это немного меньше, чем в Германии (4,1%), столько же, сколько в Австралии, больше, чем в Канаде (3,5%) и США (3,3%). Около 37% занятых в отечественной креативной индустрии приходится на три региона: Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, в том числе 24,5% — на столицу.
По расчетам экспертов ИСИЭЗ, в 2017-2019 годах экспорт креативных товаров и услуг демонстрировал разнонаправленную динамику. Экспорт товаров вырос на 22,7%, до $1,76 млрд; экспорт услуг незначительно уменьшился — на 2,4%, до $7,2 млрд. В итоге стоимость экспорта отечественной креативной индустрии увеличилась на 1,6%, до $8,9 млрд. За это же время импорт креативных товаров и услуг вырос на 8,8%, до $16,1 млрд.
Михаил Гершман, один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ, пояснил, что Россия экспортирует в основном креативную продукцию низких переделов — книги, газетную бумагу, мебель, обои — и преимущественно в страны ближнего зарубежья. В импорте устойчиво доминируют мебель и игрушки. Ввоз последних обеспечивает почти треть итогового отрицательного сальдо торговли креативными товарами. Он подчеркнул, что у России есть большие возможности для импортозамещения в этом секторе.
По мнению Михаила Гершмана, низкие темпы роста отечественной креативной индустрии и ее экспорта в основном связаны с общей стагнацией и замедлением темпов экономического роста после кризиса 2014 года. Спад активности в реальном секторе вызвал снижение спроса на товары и услуги, которые относятся к креативным. Это в первую очередь услуги рекламы и инжиниринга, доминирующие в российском экспорте. В период 2015-2019 годов наблюдался постепенный подъем этих рынков, в том числе за счет роста их отдельных сегментов, например интернет-рекламы. Но уже в 2020 году пандемия нанесла заметный урон креативным индустриям во всем мире.
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
«Прежде всего пострадали организации, чей доход зависит от массовых мероприятий и количества проданных билетов: театры, концертные коллективы, кино, музеи. Вследствие общего снижения потребительского спроса в экономике также понесли потери реклама, мода, арт-рынок, издательское дело. По оценкам ЮНЕСКО, в 2020 году валовая добавленная стоимость культурных и креативных индустрий в мире снизилась на 750 млрд долларов по сравнению с 2019 годом, что соответствует примерно десятимиллионному сокращению рабочих мест в данном секторе. Масштаб потерь в разных странах варьируется (высокий ущерб для креативных индустрий, например, прогнозируется в Великобритании), но их общий размер может оказаться весьма велик».
Многие страны сейчас корректируют стратегии развития креативных индустрий, разрабатывают дополнительные меры их поддержки. Это в основном финансовая помощь малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям как наиболее пострадавшим в пандемию. Например, отмена налогов, повышение доступа к льготным кредитам.
Михаил Гершман обратил внимание на то, что в России политика в отношении креативных индустрий и креативного предпринимательства только формируется. В частности, в рамках фронтальной стратегии правительства разработан проект «Придумано в России», предусматривающий введение ряда новых мер поддержки на период до 2030 года. Также на подходе утверждение Концепции развития творческих (креативных) индустрий и специального законопроекта, направленного на поддержку креативного предпринимательства в нашей стране.
В России, по его словам, пока не появилось надежных статистических оценок влияния пандемии на креативные отрасли. «Интуитивно мне кажется, что наш творческий сектор пострадал несколько меньше, чем, например, в Европе или США, поскольку многие креативные индустрии (в основном отрасли культуры) в России исторически поддерживаются государством. IT-сектор — одна из наиболее крупных по масштабам креативных индустрий — в 2020 году даже продолжил свой рост в отдельных сегментах», — отметил эксперт.
ИСИЭЗ намерен в ближайшие месяцы продолжить исследования о влиянии пандемии на креативную индустрию, в ходе них ученые смогут более точно изучить ее последствия. «Мы опубликуем новые результаты наших работ, которые мы проводим в рамках научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», — резюмировал Михаил Гершман.
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (ncmu.hse.ru) был создан в 2020 году в рамках Национального проекта «Наука» как консорциум, в который вошли НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.