Динамика торговли товарами внутри Евразийского экономического союза растет быстрыми темпами, интеграция выходит на новый уровень. В числе первоочередных задач объединения — усилить отраслевую кооперацию и создать новые бизнес-связи, наладить регулирование трансграничной торговли цифровыми услугами, обмен данными. В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции прошел круглый стол «Оценка интеграционных процессов в торговле ЕАЭС: Индекс интеграции — 2023 и краткосрочные модифицирующие тренды».
Анализ динамики показателей торговли товарами показывает, что создание Таможенного союза, а затем ЕАЭС положительно сказалось на взаимной торговле государств-членов, отметил автор основного доклада, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. По его словам, с 2019 года заметный вклад в общую динамику стала вносить внутриотраслевая торговля. При этом динамика торговли внутри ЕАЭС стала опережать динамику торговли с остальным миром. «Это происходило несмотря на то, что общие процессы специализации торговли внутри ЕАЭС развивались недостаточно успешно и не происходило выраженной подстройки структуры взаимной торговли стран ЕАЭС (страна — страна), — продолжает Александр Данильцев. — Интенсивность торговли внутри ЕАЭС в 2015–2020 годах остается на высоком уровне при сохранении проявления действия внешнего барьера по отношению к третьим странам».
По его мнению, основываясь на оценках, сделанных в начале 2023 года, можно ожидать дальнейшего роста взаимной торговли. При этом масштабы торговли существенно расширились в 2022 году — по данным ЕАБР, более чем на 10%. «В то же время крайне важно наращивать усилия по развитию кооперации в рамках пространства ЕАЭС на уровне предприятий, — полагает Александр Данильцев. — В частности, этому может способствовать развитие промышленных и инновационных кластеров на пространстве ЕАЭС. В целом углубление кооперации будет стимулировать развитие как торговли товарами и услугами, так и инвестиционное сотрудничество».
Международные доклады НИУ ВШЭ «Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли» за 2020, 2021, 2022 годы заложили основу исследования внутренних и иностранных инвестиций, связанных с торговлей стран — членов ЕАЭС, сказала научный сотрудник Института государственного управления и политики Университета Центральной Азии (Кыргызская Республика) Залина Еникеева. За это время было отмечено появление новых товарных потоков, а также расширение номенклатуры продукции, в частности в горнодобывающем секторе, на пространстве ЕАЭС.
«Для понимания глубины интеграции между странами — членами ЕАЭС в будущем было бы полезно уделять больше внимания анализу взаимного инвестирования малого и среднего предпринимательства (МСП) между странами — членами ЕАЭС, поскольку взаимные инвестиции в МСП не только создают рабочие места, способствуют экономическому росту и социальному развитию каждой страны, но и способствуют укреплению связей между участвующими странами за счет обмена опытом, технологиями, а также создания новых бизнес-связей», — подчеркнула Залина Еникеев
Директор исследовательского центра «Амберд» Армянского государственного экономического университета Давид Ахвердян акцентировал внимание на задачах агропромышленного комплекса. По его мнению, одной из основных проблем развития АПК в странах ЕАЭС остается технико-технологическое отставание от развитых стран в сфере сельского хозяйства. Также в союзе сохраняется высокая зависимость от импорта из третьих стран семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур. Развитию АПК на пространстве ЕАЭС может способствовать формирование общего биржевого рынка товаров ЕАЭС. По его мнению, в перечень биржевых товаров, торгуемых на общем биржевом рынке союза, стоит включить позиции, на которых специализируются те или иные страны.
«Технологии развиваются, человек к ним адаптируется немедленно, бизнес — медленнее, торговая политика и экономическая политика — еще медленнее, — говорит и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов. — Торговая политика в сфере международной торговли, региональной вообще консервативна. Цифровизация, трансграничная торговля цифровыми услугами, трансграничный обмен данными — эта сфера пока не регулируется». Поэтому необходим мониторинг глобальных трендов цифровизации, чтобы оценивать эту интеграцию в сфере торговли: как они будут развиваться, какими они будут через пять, через десять лет, заключил Евгений Смирнов.
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли, доктор экономических наук, доцент РАНХиГС Александр Пахомов отметил, что новые процессы 2022 года настолько интересны, «что неизбежно надо их анализировать, давать оценки, делать собственные выводы, несмотря на отсутствие официальной статистики по ряду параметров». Сейчас такой аналитики слишком мало.
«В 2022 году многие российские предприятия перевели свое производство в страны СНГ. Это был не только юридический процесс, но и процесс, связанный с большим притоком иностранных инвестиций, — говорит эксперт. — В свою очередь, резко возрос экспорт из большинства стран ЕАЭС в РФ, в том числе за счет параллельного импорта. Сегодня появляются совершенно новые тенденции, которые необходимо исследовать».
В работе круглого стола также принял участие заместитель генерального директора Центра развития торговой политики QazTrade Казахстана Нурлан Кулбатыров.