Памятники архитектуры в роли драйвера развития города, необходимость учитывать психологическое состояние горожанина, роль обратной связи с общественностью — эти и другие вопросы, связанные с дополнительной миссией архитектуры, рассматривали на одной из секций международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты». Конференция стала ассоциированным мероприятием XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ.
На секции «Искусство и урбанистика: городской дизайн» с докладами выступили студенты и аспиранты различных вузов. Аспирантка НИУ ВШЭ Юлия Шуленина предложила посмотреть на памятники архитектуры как на фактор развития территорий. На примере ряда сооружений, расположенных в том числе в городах Московской области, она показала, как промышленные объекты становятся градообразующими предприятиями, когда населенные пункты строятся вокруг них и «зациклены на них». Таким образом организуется досуговое пространство, аллеи и скверы, булочные, парикмахерские и прачечные. Памятники архитектуры тоже могут стать драйверами развития территорий.
Магистрант РГХПУ им. С.Г. Строганова Дарья Чернявина считает, что нужно задуматься о критериях проектирования предметно-пространственной среды в условиях депрессивных состояний человека. По ее мнению, современному человеку, склонному к депрессии, необходимо наладить баланс между естественной и искусственной средой обитания. Именно равновесие социума и природы помогает людям создать комфортную эмоциональную среду. Эмоциональный комфорт во многом зависит от окружения, от пространства, где мы живем, и окружающая среда может стать одной из причин депрессии. Например, человеку важно получать определенное количество солнечного света, но современная застройка тяготеет к уплотнению, что нарушает естественное освещение внутри домов. Также для положительных эмоций важно использование цвета в интерьере, композиционный строй пространств, благоустройство территории.
Шанхай, фото: iStock
Выступление аспиранта РГУ им. А.Н. Косыгина Лю Фана было посвящено формированию бренда города при помощи искусства общественных пространств. Он раскрыл тему своего доклада на примере Шанхая, который был одним из первых городов Китая, который контактировал с мировой цивилизацией. Сейчас власти Шанхая рассматривают город как единое целое в дизайне общественного пространства, создавая из него целостный предмет искусства. На основе этой концепции формируется бренд города. При этом искусство общественных пространств направлено на сохранение культурных традиций Китая. Люди, гуляющие по площадям и рассматривающие предметы искусства, приобщаются к культуре и традициям. Такова ответственность фундаментального искусства в современном обществе, объяснил Лю Фан.
Аспирант НИУ ВШЭ Деффа Диа Эддине свое выступление назвал «Ландшафт через призму восприятия жителей города». По его мнению, в процесс городского проектирования следует включать представителей всех заинтересованных сторон, в том числе жителей. Для обратной связи с общественностью необходимо создать систематизированные возможности — например, ПО с применением 3D-визуализации. Таким образом граждане смогут создавать ландшафт, обогащать его с учетом своих пожеланий, мечты, личных запросов. Не менее важен также прямой диалог между гражданами и дизайнерами, активное проектирование на совместных семинарах. Процесс должен быть спроектирован как открытая и гибкая система, позволяющая вносить вклад и получать обратную связь на каждом этапе.
В рамках конференции, посвященной в этом году перспективам развития искусства и науки в XXI веке, также проведены секции «Креативные индустрии: перспективы развития и образовательные стратегии» и «Критический ювелирный дизайн и современное концептуальное ювелирное искусство как новый выразительный язык».