На смену неоколониализму, гегемонии одного центра, несправедливости международных отношений придет новая экономическая, политическая система. В числе ее важнейших признаков — локализация развития. Для формирования новой системы взаимоотношений необходимо взаимное доверие. Пленарная сессия «Мировое большинство и новый международный порядок» прошла в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ. В ее работе приняли участие ученые, эксперты из России, Индии, Китая, Казахстана и Канады.
Открывший сессию научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики (ФМЭМП) НИУ ВШЭ Сергей Караганов напомнил, что термин «мировое большинство» родился в Вышке. Он отметил, что глобальное большинство становится главной силой мировой политики и экономики благодаря утрате Западом военного превосходства, которое, полагает он, позволяло ему навязывать свое господство.
«Происходит геополитическая революция — уход Запада с доминирующих позиций. Мы присутствуем при конвульсиях неоколониализма, надеюсь, они не приведут к коллапсу», — сказал Сергей Караганов.
Профессор ФМЭМП Дмитрий Тренин считает, что столкновение с Западом привело к военному конфликту на Украине и гибридной войне во всем мире, в которой Россия пытается добиться справедливого миропорядка, а США — удержать мировую гегемонию.
В нынешних условиях Россия сотрудничает со странами, стремящимися отстаивать свой суверенитет и отказывающимися от санкций: Китаем, Индией, региональными державами. Дмитрий Тренин подчеркнул: родившийся в ВШЭ термин «мировое большинство» воспринят в России на высшем уровне.
Наша страна, отмечает профессор, — это часть мирового большинства, она является его крупнейшим политическим, военным ресурсом и одним из важнейших интеллектуальных ресурсов. Россия борется против неоколониализма, гегемонии одного центра, несправедливости международных отношений.
Задачей мирового большинства должно стать построение институтов нового справедливого миропорядка, способных заменить нынешние международные организации, ставшие, по мнению Дмитрия Тренина, инструментами политики Запада. «Центральной площадкой выстраивания новой модели может стать БРИКС. Расширение этой группы должно сопровождаться углублением сотрудничества внутри организации. БРИКС завтра — это ООН послезавтра, основа будущего миропорядка», — считает профессор ВШЭ.
Директор Объединенного института оборонных исследований Индии генерал-майор в отставке Бал Кришан Шарма подчеркнул, что в нынешней ситуации важно понять, как выглядит нынешний миропорядок, как страны справились с тактическими и глобальными шоками (пандемия, уход США из Афганистана, конфликт на Украине), понять масштаб вызванной ими неопределенности. Индия стремится выработать свою позицию в формировании нового миропорядка и взаимодействии с Россией.
По мнению Бала Кришана Шармы, многие страны, требующие создания правил миропорядка, первые нарушают их, вводя санкции против других государств, но они не обладают прежней мощью. Сейчас США пытаются удержать позицию гегемона, Китай ищет себя и свою позицию в мире, а многие страны пытаются сбалансировать свою позицию. Он полагает, что конфликт на Украине вызван нарушением Западом пределов, установленных Россией. Следствием конфликта стала поляризация в мире, усиление угрозы мировой войны, активизация конкуренции идеологий, стремление доминировать в сфере ресурсов, в том числе экзистенциальных и технологических: в производстве микрочипов, суперкомпьютеров и иной продукции.
Представитель Индии полагает: столкновение западной и китайской систем означает переформатирование структуры международной экономики и финансов, необходимость решить задачу замены доллара в мировой торговле.
В нынешнем мире возникли нетрадиционные угрозы безопасности: происходят многокомпонентные конфликты, с которыми не справляются мировые институты. В них сочетаются политика, дипломатия, экономика, технологии, государственные и негосударственные инструменты влияния. США создают новые системы сдерживания, доллар становится важным инструментом давления, Запад предлагает использование жестких методов для решения своих проблем.
Тенденция поляризации, считает Бал Кришан Шарма, нарастает, сейчас важно понять, как будет развиваться международная ситуация после конфликта на Украине, как сложится положение вокруг Тайваня, варианты развития взаимодействия и противостояния в космосе, в киберпространстве и в Африке. «Верю, что безопасность в регионах достижима, что позволит нам жить в мультиполярном мире. Говоря об особых партнерских отношениях с Россией, мы, как мне представляется, должны усилить сотрудничество в сфере безопасности, энергетики и торговли. Надо думать, как построить транспортный коридор, соединяющий Россию с Ченнаем, чтобы извлечь максимальную выгоду. России, в свою очередь, также надо понимать Индию, идущую по очень тонкому льду, нам надо балансировать в своей политике», — подытожил Бал Кришан Шарма.
Декан ФМЭМП Анастасия Лихачева обратила внимание на формирование доверия между странами мирового большинства в условиях дискредитации прежних финансовых и экономических систем и неопределенности в отношениях с новыми партнерами. «Создание или отсутствие такой инфраструктуры доверия определит будущий экономический порядок, определит, станет ли мировое большинство реальностью или останется красивым концептом», — сказала Анастасия Лихачева.
Новая экономическая и политическая система, полагает она, означает не только контроль над территорией, но и равноправный доступ к ресурсам, собственную логистику, финансы и стандарты, биржи, производство и привязанные к нему рынки сбыта. В первое время ее инфраструктура будет менее эффективной и более сложной, чем прежняя, что создаст определенные трудности для бизнеса, повысит издержки. Главным бонусом новой системы должна стать локализация развития. Для многих стран снижение его темпов и ограничение диффузии технологий при быстром росте населения угрожает социальной дестабилизацией.
Россия — часть мирового большинства, уверена Анастасия Лихачева, несмотря на особенности ее технологического развития и возрастной структуры населения. Наша страна — неисключаемый игрок мирового климатического и энергетического сотрудничества. Его основой будет распределенный контроль между участниками. «Новый рубильник никому не интересен», — подчеркнула Анастасия Лихачева.
Исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета, вице-президент Школы Шелкового пути Китайского народного университета Вэнь Ван считает, что значение Запада в нынешнем мире существенно преувеличено: страны Запада производят 40% мирового ВВП, их вклад в рост не превышает 25%, а более 60% мировой торговли не относится к странам G7. Мощь Запада, по мнению Вэнь Вана, еще существенна, но его гегемония завершается.
Большинство населения мира, полагает представитель КНР, называет главной ценностью мир и развитие, а не демократию, которую многие считают элементом доминирования Запада. Мир в понимании китайской стратегии — основа развития, в КНР надеются, что конфликт России и Украины найдет мирное разрешение, Китай стремится к миру, но выступает против санкций, наложенных на Россию.
Сейчас независимое развитие, независимость от Запада, девестернизация и дедолларизация становятся основой развития многих стран мира. Китай хочет участвовать в продвижении нового экономического порядка, но с точки зрения КНР он должен строиться вокруг ООН, а не вокруг Запада, а его правила должны быть прописаны в Уставе ООН. Вэнь Ван призвал «деколонизировать» ООН.
Руководитель Центра прикладных исследований TALAP (Казахстан) Рахим Ошакбаев отметил противоречивое положение Казахстана в нынешней ситуации: он активизировал усилия по интеграции в рамках ЕАЭС и укреплению связей со странами Центральной Азии, но ключевым экспортным рынком и источником инвестиций в Казахстан остается Запад. «Текущую ситуацию в Казахстане можно назвать попыткой усидеть на двух стульях. Астана заявила, что будет избегать действий, вызывающих вторичные санкции, но деятельность ЕАЭС и работа Казахстана облегчила подстройку российской экономики под санкции», — сказал Рахим Ошакбаев.
Казахстан продолжает прежнюю политику. Она безальтернативна, поскольку страна находится в центре треугольника «Россия — Китай — Иран», но по инвестициям, владению капиталом и мыслям и настроениям элиты она связана не с глобальным большинством, а с Западом. «В текущих дискуссиях мы пытаемся убедить Запад и США не пытаться сделать Казахстан членом антироссийской или антииранской коалиции», — сказал Рахим Ошакбаев.
Он обратил внимание на то, что антиколониальный дискурс в Казахстане нередко направлен не против Запада, а против Российской империи и СССР. Возможность сочетать западнический и восточный тренды зависит от результатов экономической конкуренции и появления привлекательных идей общественного развития. «Вековой спор между западниками и почвенниками решается в пользу евразийской идентичности», — подытожил представитель Казахстана.
С сообщениями также выступили генеральный директор Института экономических исследований в области инноваций Технического университета Цване (Южная Африка) Расиган Махарадж и профессор департамента политических исследований, директор исследовательской группы по геополитической экономике Университета Манитобы (Канада) Радика Десаи. В обсуждении выступлений приняли участие профессор-исследователь НИУ ВШЭ Федор Лукьянов, студенты и аспиранты ВШЭ.