Для развития школы очень важно поддерживать и поощрять создание низовых инноваций, инициированных учителями. Решающую роль в этом играет дружелюбная образовательная среда и директор с трансформирующим типом лидерства. Эту тему обсудили на семинаре ВШЭ «Директора, завучи, учителя: роли и вклад в распространение школьных инноваций».
Семинар был организован научно-учебной группой «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».
Студент магистерской программы «Сравнительные социальные исследования» Максим Гурин рассказал о том, какие характеристики присущи директорам, их заместителям и учителям, нацеленным на инновации, и какую роль в этом играет дружелюбная образовательная среда. Доклад был основан на тезисах из научной литературы и интервью с сотрудниками школ Пермского края, которые являются базой данных для НУГ.
В центре исследования находилось понятие «низовые инновации», то есть инициативы, возникающие на местах, внутри или вне системы образования. Главными акторами таких инноваций как с точки зрения предложения идей, так и с точки зрения воплощения их в жизнь выступают учителя.
Более ранние исследования установили, что готовность к внедрению инноваций в профессиональную деятельность и уровень креативности педагога зависят от его нацеленности на успех, ценностных установок, склонности к разумному риску и готовности брать на себя ответственность. Не меньше, чем внутренняя мотивация, важны внешние стимулы, например поддержка коллектива. Для этого введено такое понятие, как «коллективная инновационность», которая включает персональную инновационность, разделяемые преподавательским составом цели и общее осознание необходимости улучшений. Респонденты отмечали, что отсутствие поддержки коллектива может стать серьезным барьером на пути внедрения новшеств. Кроме того, хорошо, когда есть поощрение — материальное или статусное, отметил докладчик.
Необходимая для рождения и внедрения идей атмосфера во многом зависит от руководства школы, то есть от директора.
«Очень важная роль отводится директору, потому что он должен создать подходящую атмосферу, подходящий климат, в котором учителя не будут бояться генерировать идеи и воплощать их в жизнь. В подходящей атмосфере учителя будут чувствовать поддержку и не думать, что они останутся одни со своей идеей, что это больше никому не нужно», — рассказал Максим Гурин.
Некоторые исследователи называют директоров, нацеленных на изменения, директорами с трансформирующим типом лидерства. Такой директор имеет собственное представление о том, как должна развиваться школа и что для этого нужно, а не ждет указаний на этот счет. Трансформирующий директор поощряет преподавателей развиваться и искать новые образовательные практики, не бояться их пробовать, мотивирует учителей и заместителей участвовать в конкурсах и грантах.
Он нацелен на то, чтобы перенимать лучшие практики из других школ, поэтому обладает широкой сетью контактов, направляет учителей на семинары, где происходит обмен опытом. Это может выходить за рамки школы. Например, это может быть городской или региональный методический семинар.
При этом директор не только мотивирует подчиненных, но и выступает для них позитивной ролевой моделью. Его вовлеченность в работу повышает способность учителей генерировать идеи. Поэтому директор и сам экспериментирует с новыми практиками, ведет часть уроков, а также уделяет время методологической и методической работе с учителями и заместителями. Авторитарность ему чужда: он прислушивается к мнению заместителей и учителей, а часть решений принимается коллегиально.
Как показало исследование, при соблюдении этих условий «низовые инновации» возникают и развиваются во всех школьных сегментах, в реализации инициатив участвуют не только учителя из разных сфер, но и ученики, что, в свою очередь, развивает школу и позволяет ей подняться на более высокий качественный уровень.