Больше не одинокий гений: как сохранить идентичность ученого в эпоху ИИ

Фото: iStock
Фото: iStock

Сегодня профессия учёного требует новых навыков, зачастую не связанных с наукой — от умения находить гранты до успешной продажи продукта своего труда. Огромным вызовом стал ИИ, который справляется со многими задачами быстрее человека. В этих условиях ключевым становится важным сохранять уникальность и устойчивость в профессии.

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ организовал вебинар «Учёные и искусственный интеллект», посвящённый профессиональной идентичности исследователя в условиях стремительной цифровизации и технологических трансформаций. Модератор встречи, директор Центра Юлия Фалькович подчеркнула, что современные исследователи сталкиваются не только с задачами публикационной активности, но и с вызовами, связанными с сохранением устойчивости в профессии.

«Сегодня мы живём в турбулентное время, и даже такие устоявшиеся роли, как преподаватель и исследователь, меняются под воздействием искусственного интеллекта и новых технологий. Наша задача — помочь учёным сохранить и развить свою идентичность», — сказала она.

Старший преподаватель Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Екатерина Каширская подробно остановилась на вызовах, с которыми сталкивается современный исследователь. Среди них — эмоциональное выгорание, синдром самозванца, бюрократизация науки, отсутствие наставничества и долгие циклы исследований. По ее словам, тревогу учёных усиливают цифровизация и распространение искусственного интеллекта.

Она провела параллель между появлением искусственного интеллекта и изобретением фотографии в XIX веке: «Тогда тоже казалось, что художники больше не нужны, ведь фотоаппарат может всё. Но мы понимаем сегодня, что фотография — это тоже искусство, требующее таланта и навыков. Так и с ИИ: он не заменяет, а трансформирует нашу работу».

По словам Екатерины Каширской, ключевой угрозой для учёных стало размывание идентичности. «Мы не всегда понимаем, где заканчивается наша работа и начинается работа алгоритмов. Возникает вопрос об уникальности исследователя», — пояснила она.

Екатерина Каширская

Если раньше образ исследователя ассоциировался с сосредоточенностью на узкой теме и постепенным накоплением знаний, то сегодня от него ожидают универсальности и готовности одновременно быть учёным, коммуникатором, администратором и популяризатором науки.

«Учёный больше не может быть одиноким гением, замкнутым в лаборатории. Сегодня он должен уметь объяснять результаты, создавать коллаборации и защищать науку от дезинформации», — рассказала докладчица.

При этом Екатерина Каширская подчеркнула, что в отличие от искусственного интеллекта исследователь опирается на личный опыт, ценности и способность к критическому мышлению. ИИ может генерировать тексты и гипотезы, но не способен на многие вещи, доступные человеку. «Наша цель — помнить, что за цифрами и показателями стоит человеческая уникальность. Эмпатия, интуиция, креативность, чувство юмора, умение находить новые связи — это то, что невозможно автоматизировать», — сказала она.

Кризис, с которым сталкивается современный учёный, — это не только источник тревоги, но и возможность трансформации. «Мы находимся в точке перехода: старое постепенно отмирает, а новое только рождается. Это непросто, но именно в такие моменты формируется обновлённая идентичность исследователя», — резюмировала психолог.

В ходе вебинара прошла презентация программы дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ «Современный учёный: инструмент развития научной карьеры». По словам Юлии Фалькович, она объединяет лекции, практические занятия, карьерное консультирование и индивидуальные консультации с экспертами: «Курс построен вокруг личности исследователя и ориентирован не только на освоение инструментов, но и на развитие личных качеств, которые помогают двигаться в профессии».

Курс стартует 22 сентября и включает участие экспертов, среди которых специалисты по научным коммуникациям, развитию академических кадров, карьерному консультированию. «Мы хотим дать исследователям возможность не только развивать научные проекты, но и лучше понимать собственные карьерные треки. Программа поможет и начинающим, и уже состоявшимся учёным», — добавила Юлия Фалькович.

Дата публикации: 15.09.2025

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: