Одно из основных условий развития предпринимательства и экономики в России — снижение административного давления на бизнес. Обеспечить баланс между контрольно-надзорной деятельностью (КНД) и интересами предпринимателей — приоритетная задача, над реализацией которой работает Минэкономразвития России. О новых подходах в рамках КНД в ходе мастер-класса «Административная реформа как драйвер развития экономики», организованного Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, рассказал директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александр Вдовин.
Административная реформа в России реализуется давно и последовательно, однако принятый в 2020 году закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» закрепил новые подходы к контролю и надзору со стороны государства. Среди приоритетных задач — профилактика нарушений, а не наказание (так называемая палочная система), работа с рисками причинения вреда, возможность дистанционного мониторинга работы объектов. Государство намерено продолжить широкое внедрение IT-технологий и цифровую трансформацию сферы контроля.
Как рассказал Александр Вдовин, уже сейчас возможно использовать механизм досудебного обжалования действий контрольных органов в один клик на портале госуслуг. И если раньше требовалось много бумажек и при подаче жалобы, и при получении решения, то сейчас все делается в рамках электронного документооборота. За основу такого подхода была взята работа МФЦ.
Еще одной важной составляющей при взаимодействии государства и бизнеса является упрощение всех процедур, связанных с разрешительной деятельностью: оптимизация процессов лицензирования (в том числе сокращение сроков выдачи лицензий), корректировка перечня требуемых документов и внедрение цифровых решений.
«Было несколько проблем, которые нужно было решать: бизнес больше не хотел формально взаимодействовать, стало ясно, что старые подходы себя исчерпали», — пояснил Александр Вдовин в ходе мастер-класса.
В первую очередь это касалось проверок: показатели деятельности считались по числу проведенных ревизий, а не по количеству начисленных штрафов. Это играло на руку контролерам: большой показатель проверок поощрялся материально, что стало дополнительной мотивацией к поиску нарушений. Еще одна проблема: с государством, по сути, нельзя было спорить — удовлетворялся всего 0,01% жалоб на решение контрольных органов.
«Эту задачу необходимо было решать, поскольку доверие к государству — одна из приоритетных задач правительства, премьеру очень важна обратная связь», — подчеркнул Вдовин, добавив, что благодаря введенным новациям уже в 2023 году было пересмотрено каждое третье решение контролирующих органов.
В прошлом же году был зафиксирован исторический минимум проверок — 285,7 тысячи. Для сравнения: в 2019 году их было1520,3 тысячи. При этом 50% всех ревизий не связаны с бизнесом, пояснил Вдовин. Так, 52,2% приходится на предпринимателей, 20,4% — на строительные объекты, 17,37% — на проверки социальной сферы и 7,3% — на государственные и муниципальные органы власти.
Количество проверок зависит от категории риска, к которой отнесен объект. Есть компании и ИП чрезвычайно высокого и высокого риска, компании, работающие с опасными производственными объектами, рассказал Вдовин. Больше всего проверок проводит Россельхознадзор, на втором месте Росреестр, дальше идут Роструд, МЧС России и Роспотребнадзор. Замыкают десятку Ростехнадзор, Росздравнадзор, Росалкогольтабакконтроль, Ространснадзор и ФНС России.
При этом проверки постепенно замещаются профилактикой: во время такого визита инспектор может наблюдать за деятельностью предприятия, но не имеет права выписывать штраф или требовать немедленно устранить нарушения. Всего за год количество профилактических визитов увеличилось вдвое — с 409,8 тысячи в 2022 году до 871,9 тысячи в январе — октябре 2023 года.
Фото: iStock
Цифровизация сферы контроля и надзора — одна из главных задач, рассказал в свою очередь заместитель директора департамента Игорь Судец. Так появился Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, оператором которого стала Генеральная прокуратура. В нем содержатся «паспорта» всех объектов в стране с присвоенными категориями рисков. 7,9 млн объектов уже внесены в качестве черновиков, 5,5 млн подписано. В перспективе можно будет проследить всю цепочку принятия решений в отношении того или иного объекта: количество проверок, профилактика правонарушений, проверка разных объектов в рамках одного муниципалитета.
Еще один цифровой проект — мобильное приложение «Инспектор», пилотную версию которого Минэкономразвития запустило по поручению вице-премьера — руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко. Приложение позволит проводить контрольно-надзорные мероприятия в дистанционном формате (по видеосвязи), отслеживать процесс и маршрут проверки по чек-листу, а также сохранять фото-, видео- и аудиоматериалы. В перспективе результаты проверки можно будет завизировать электронной подписью сразу в приложении.
Оптимизация и цифровизация всех процессов позволит государству и бизнесу выстроить доверительные отношения, при которых проверки перестанут быть источником стресса для предприятий и будут направлены на эффективное взаимодействие в рамках КНД, подытожили спикеры.