Диалог между людьми: зачем нужен коучинг в организациях

Фото: iStock
Фото: iStock

Коучинг имеет неоднозначную репутацию в России. С одной стороны, популярность курсов и мастер-классов по достижению психологического и материального благополучия растет, с другой — все чаще в адрес модных гуру звучат обвинения в «инфоцыганстве», подают судебные иски и даже возбуждают уголовные дела. Одновременно активно развивается бизнес-коучинг и его разновидности в работе с кадрами внутри предприятий. О сути этого направления и его применении в коммерческих организациях рассказали доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Наталья Антонова и практикующий коуч, эксперт Федерации профессиональных коучей и наставников Ольга Вильковская на вебинаре «Коучинг в организации: научно обоснованный подход», организованном департаментом психологии и Центром дополнительного образования факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Коучинг: если не мошенничество, то что?

«Коучинг — это диалог. Диалог между людьми, который помогает людям развиваться, ставить цели и достигать их, — отмечает Наталья Антонова. — Некоторые люди живут вообще без цели, но в этом случае коуч помогает прояснить эти цели, помогает прояснить, зачем мы живем, куда мы стремимся, вообще к чему мы идем в нашей жизни». 

Наталья Антонова рассказала, что научно обоснованный коучинг начал развиваться с 2000 года. Его основателем принято считать Энтони Гранта — самого цитируемого коуча в мире. Существует множество научных журналов, посвященных коучингу, самым авторитетным из которых является “Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice”.

В Высшей школе экономики также ведутся исследования и анализ различных аспектов коучинга. Так, на данный момент уже опубликованы работы, посвященные оценке эффективности коучинга как инструмента профилактики повышенного уровня стресса и улучшения личной эффективности, как практики для устранения препятствий на пути к успеху на работе и даже как средства, способствующего интеграции и карьерному развитию мигрантов.

Наталья Антонова

Помимо журналов и исследований по коучингу, имеется большое количество профессиональных ассоциаций, в которые входят коучи. «Ассоциация следит за тем, чтобы люди, которые являются ее членами, действительно практиковали коучинг, а не что-то другое. Но подходы могут быть разные», — отметила Наталья Антонова. 

В России роль организации, объединяющей отечественных коучей, играет Федерация профессиональных коучей и наставников. Она является партнером НИУ ВШЭ. 

Федерация ставит в качестве своих целей: 

1) продвижение привлекательности коучинга как для бизнеса, так и для частных клиентов, формирование позитивного имиджа профессии коуча; 

2) способствование повышению уровня компетенции коучей; 

3) создание площадки для взаимодействия и сотрудничества членов объединения; 

4) отстаивание общих интересов членов ассоциации и формирование справедливого рынка коучинга; 

5) популяризацию представления о коучинге как о полезном инструменте для развития технологий и передачи знаний в наставничестве, а также продвижение приверженности высоким профессиональным стандартам среди коучей.

Применение практик коучинга в организациях

По словам Ольги Вильковской, значительная часть слушателей курсов по коучингу — это руководители компаний со стажем. «Учились они, как быть эффективным управленцем, а теперь, конечно, хочется развивать человеческий капитал в большей степени, — поясняет эксперт. — Мы говорим о том, что мир меняется, человеку нужно адаптироваться. Коучинг — это одна из тех практик, которая помогает принимать решения при большом количестве изменений». 

Масса исследований подтверждают положительное влияние коучинга на работу кадров. Благодаря различным видам коучинга можно улучшить менеджерские навыки управленцев, повысить эффективность работы в команде, наладить психологическое здоровье сотрудников.

Фото: iStock

Особенностью работы коуча в организации является необходимость использования системного подхода. «Мы входим в организацию как в систему, и мы рассматриваем организацию на четырех уровнях: персональном (индивидуальном), межличностном, уровне лидеров и организационном. Все эти уровни взаимосвязаны, — пояснила Наталья Антонова. — Если вы меняете что-то в системе, то <…> изменяется вся система в целом». 

Кроме того что у коуча должно быть развито системное мышление, он должен понимать основы ведения бизнеса и организации процессов внутри компании, а также обладать знаниями в области общей, социальной и организационной психологии. При этом коуч также должен уметь анализировать различные аспекты функционирования организации, выявлять ее проблемы, проводить интервенции в компанию и определять эффективность такого вмешательства. 

Спикер выделила шесть видов коучинга, которые используются при работе с кадрами: 

  • коучинг персонала; 
  • коучинг на рабочем месте (когда в качестве коучей выступают менеджеры организации); 
  • коучинг межличностных отношений;
  • коучинг команд; 
  • развитие коучинговой культуры в организации; 
  • executive coaching, суть которого заключается в работе с руководством организации; требования к этому виду коучинга выше, чем к другим, в связи с тем, что эффект от тренингов будет ощущаться на всех остальных уровнях организации. 

Современный коучинг — это многочисленные исследования, научные журналы и ассоциации. Существует серьезная доказательная база, подтверждающая эффективность практик коучинга как на уровне отдельной личности, так и на уровне организации, отмечают эксперты. 

Дата публикации: 25.06.2024

Автор: Арсений Суслов, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: