Добрососедские отношения: все о Центральной Азии 

Фото: iStock
Фото: iStock

Сложившаяся в последние годы ситуация в мировой политике и экономике привела к необходимости более тесного взаимодействия со странами Центральной Азии. Это требует более точного понимания политических и социально-экономических процессов в странах региона и качественной экспертизы. С этого года на базе Вышки будет проходить ежегодная конференция «Российские исследования Центральной Азии», на которой свои исследования представит широкий круг российских и зарубежных ученых. 

Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ провел первую конференцию «Российские исследования Центральной Азии». Открывая мероприятие, декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева отметила, что интерес к исследованиям Центральной Азии растет, однако их нынешний масштаб не соответствует протяженности границ, уровню отношений между нашими странами и возможностям их развития. Поэтому важно развивать академическую дискуссию по различным направлениям изучения Центральной Азии. Она подчеркнула, что организаторам удалось собрать широкий круг российских исследователей, представляющих 26 академических структур из 9 регионов нашей страны, и зарубежных ученых, что обеспечило насыщенную программу. 

Работа конференции проходила в шести секциях: «Международные отношения», «История и этнография», «Элиты», «Общество и институты», «Безопасность» и «Социальное измерение экономики». В каждой из них были представлены несколько научных докладов высокого уровня, отражающих современные исследования отечественных специалистов. Наибольший интерес слушателей вызвали секции «Безопасность» и «Международные отношения».

В секции «Безопасность» заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета (КФУ) Андрей Большаков представил доклад об урегулировании пограничного конфликта между Киргизией и Таджикистаном. Он подчеркнул: демаркация и делимитация границ — важный способ достижения безопасности и суверенитета, они обеспечивают государству защиту от агрессивных намерений других акторов международных отношений, укрепляют стабильность региона в целом.

Конфликт, подчеркнул эксперт, преимущественно территориальный и не затрагивает этнические и религиозные компоненты, затрудняющие его урегулирование. Посредником стала ОДКБ, чьи точные карты использовали при делимитации, в прекращении противоборства участвовали руководители России, Китая и стран СНГ.

Эксперт КФУ отметил, что процесс урегулирования не завершен. Делимитация согласована правительствами Таджикистана и Киргизии, но при реальной демаркации на земле вероятно возникновение новых проблем с местными сообществами, которые могут столкнуться с затруднениями в повседневной хозяйственной деятельности после обустройства границы при пользовании водой и пастбищами. Он полагает, что власти будут принуждать граждан к компромиссу, чтобы не допустить возобновления конфликта.

Фото: iStock

По мнению Андрея Большакова, урегулирование на границе позитивно повлияет на безопасность отдельных государств и региона в целом, а принятие ОДКБ целевой программы по укреплению таджикско-афганской границы повысило значение стабилизации отношений между Киргизией и Таджикистаном.

Директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии ФМЭиМП НИУ ВШЭ Прохор Тебин представил доклад об оборонно-промышленном комплексе Казахстана. Он напомнил, что Центральная Азия на фоне всеобщего роста военных расходов выглядит островком мира и безопасности, в 2023 году затраты на оборону ее стран снизились на 5%, что, по мнению эксперта НИУ ВШЭ, создает риск недостатка ресурсов для обеспечения военной безопасности, снижения боевого потенциала вооруженных сил. 

Прохор Тебин сообщил: в 2019 году военные расходы Казахстана достигли 2 млрд долларов США, а к 2023 году сократились до 1 млрд долларов, или 0,5% ВВП, причем вооруженные силы конкурируют за ресурсы с другими силовыми структурами. Например, расходы на армию и Комитет национальной безопасности, в состав которого входят пограничные войска, сопоставимы. Недостаточное внимание к вооруженным силам и ОПК может создать определенные риски для безопасности страны.

Сообщения о ситуации в Афганистане и ее влиянии на положение в странах Центральной Азии и стабильность в регионе в рамках секции представили ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев и старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ Георгий Мачитидзе. 

В секции «Международные отношения» заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД РФ Сергей Жильцов представил сообщение о политике внерегиональных акторов в Центральной Азии. Он отметил усиление внимания ряда государств к региону. В новых условиях они активно применяют многосторонние и двухсторонние форматы.

В свою очередь, страны Центральной Азии активно вовлечены в создание инфраструктурных коридоров, причем они скорее встроены в проекты, разработанные другими государствами. Данные о поставках разных товаров показывают, что они стремятся занять достойное место в этих проектах и использовать выгодный географический потенциал.

Еще одно направление деятельности внерегиональных игроков — доступ к ресурсам. Последние несколько лет внешние акторы, помимо традиционного внимания к нефти и газу, заинтересовались месторождениями редкоземельных элементов, причем США и ЕС предприняли ряд шагов, чтобы обеспечить безопасность этих ресурсов, встречая понимание стран Центральной Азии, стремящихся найти свое место в рамках новых договоренностей.

Наконец, в санкционной политике западные акторы пытаются оказать давление, чтобы затруднить доставку в Россию товаров, подпавших под запреты, а она, в свою очередь, использует свое традиционное влияние в бывших советских республиках, чтобы обойти санкции. Заметно и стремление влиять на внешнеполитический и внешнеэкономический курс.

Страны Центральной Азии стремятся к интеграции, но пока она преимущественно ограничивается декларациями, внутрирегиональная торговля невелика, сохраняются и противоречия, связанные с использованием водных и земельных ресурсов, изменениями климата, демографическими и экономическими тенденциями. Пока, полагает Сергей Жильцов, сложно говорить об интеграционных процессах ввиду определенной слабости экономик большинства государств региона. Россия поддерживает сотрудничество со странами региона и их взаимодействие. 

Сейчас, по мнению эксперта Дипломатической академии, внешние игроки не склонны концентрироваться на центральноазиатских проблемах и в современных условиях фундаментальных изменений в мировой политике и экономике страны региона будут скорее инструментами политики ведущих держав и объединений (Россия, США, ЕС, Китай, Турция и др.). 

Проректор Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь) Альберт Кумуков представил сообщение «Мягкая сила Китая в Центральной Азии». Он напомнил, что Китай связан с регионом тысячелетней историей, изобилующей эпизодами острого противостояния. В последние годы Пекин стал дополнять экономическое и политическое взаимодействие гуманитарными проектами, направленными на преодоление недружественного восприятия Китая. 

В частности, активизировалось проникновение Китая в сферу образования, за последние годы выделено около 40 000 стипендий для преподавателей и студентов. Только в 2024 году в Китай поехали учиться около 15 000 студентов из Казахстана, 8000 из Узбекистана, по 4000 из Киргизии и Таджикистана. В странах Центральной Азии созданы Институты Конфуция, в которых изучают китайский язык и каллиграфию, одновременно развиваются мастерские Лу Баня, учредителями которых стали китайские технологические корпорации. Наконец, расширяется вещание китайского телевидения на языках народов Центральной Азии, в том числе на русском. 

Также Китай пропагандирует восточную медицину, строит совместные больницы и центры по изучению различных болезней и по производству лекарств, что повышает престиж китайской медицины в глазах жителей. Многие молодые казахстанцы считают Китай страной возможностей, однако лишь небольшая часть готова жить в нем и хочет, чтобы их ребенок изучал китайский язык или поехал учиться в КНР. Некоторая настороженность к соседней для трех государств региона стране сохраняется. 

В секции также были представлены сообщения профессора Томского государственного университета Евгения Троицкого о политике Турции в Центральной Азии и ее стремлении использовать Организацию тюркских государств для расширения своего влияния в регионе, заведующего лабораторией Новосибирского государственного университета экономики и управления Дениса Борисова о разработке методологии для измерения международного влияния отдельных стран и объединений и директора Центра изучения политических трансформаций Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ) Алексея Михалева о политике Ватикана в странах Центральной Азии. 

В рамках конференции также состоялась молодежная сессия, на которой выступили с докладами начинающие российские исследователи Центральной Азии. Среди 40 работ, поступивших организаторам, лучшей была признана статья старшего лаборанта-исследователя Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Екатерины Козловой. В соответствии с правилами конкурса Екатерина была награждена тревел-грантом на проведение полевого исследования в регионе. В ходе сессии, сосредоточенной на обществе и институтах, стажер-исследователь ЦКЕМИ Дарья Матяшова представила доклад «Студенты из государств Центральной Азии на территории РФ как ресурс для усиления связей между Россией и странами Центральной Азии». В нем она обобщила результаты совместного исследования ЦКЕМИ НИУ ВШЭ и Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.

Организаторы и участники мероприятия приняли решение создать постоянный, ежегодный формат конференции «Российские исследования Центральной Азии». Провести вторую конференцию РИЦА планируется на базе НИУ ВШЭ в феврале 2026 года.

Дата публикации: 25.02.2025

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: