Эффективные финансы для устойчивого развития

Фото: iStock
Фото: iStock

Понятие «финансы устойчивости» предполагает не только стабильность бюджета государства и частных компаний, но и эффективное применение средств для реализации целей устойчивого развития, в том числе «зеленой» энергетики и проектов поглощения углерода в сельском и лесном хозяйстве. При этом важно учитывать комплексное воздействие таких проектов на природу и поглощение углекислого газа. Основные понятия, теория и практика отражены в новом пособии, разработанном для продвинутого уровня обучения в магистратуре или системе ДПО.

Научно-исследовательский семинар «Модернизация государственных финансов», работающий на факультете социальных наук НИУ ВШЭ под руководством профессора-исследователя ФСН НИУ ВШЭ и ИНП РАН Мстислава Афанасьева, в этот раз состоялся на внешней площадке - в Научно-исследовательском финансовом институте Минфина России (НИФИ). На семинаре прошла дискуссия «Финансы устойчивого развития», посвященная содержанию и направлениям развития государственных и корпоративных финансов в контексте устойчивого развития. Также состоялось обсуждение нового издания популярного учебного пособия «Финансы устойчивости» (М.: Дашков, 2025), подготовленного Мстиславом Афанасьевым и профессором кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталией Шаш.

Это пособие - комплексный материал, разработанный для продвинутого уровня обучения в магистратуре или в системе дополнительного профессионального образования, отметил Мстислав Афанасьев. Он напомнил, что еще в 1987 г. норвежский политик Гру Харлем Брутланд, трижды возглавлявшая правительство страны, в 1987 году подняла вопрос об устойчивом развитии экономики и глобальной устойчивости. Она развила идеи глобальной стабильности, выдвинутые в XIX в. экономистом и философом Джоном Стюартом Миллем, который детально описал ситуацию приоритетного развития человеческого капитала без чрезмерной эксплуатации факторов производства. Доклад группы Гру Харлем Брутланд, его обсуждение и дальнейшее развитие привели к разработке и принятию Целей устойчивого развития ООН и подписанию Парижской конвенции по климату.

Мстислав Афанасьев

Мстислав Афанасьев отметил, что пособие по финансам устойчивости – часть системы учебников, посвященной исследованиям бюджета, государственных и корпоративных финансов и их истории. Наталия Шаш дополнила, что пособие было разработано в ходе исследований, проведенных по результатам занятий со студентами разных университетов, в том числе по программе «Финансы устойчивого развития и цифровая трансформация».

Она подчеркнула: у терминов «устойчивые финансы» и «финансы устойчивости» есть общие черты - в частности, необходимость более экономичного использования всех ресурсов, но это не синонимы. Авторы указывают на одновременную значимость «зеленого» бюджетирования при стабилизации бюджета.

Ведущий научный сотрудник кафедры макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Данилов отметил, что появление этого нового, качественного учебника крайне важно для устранения предубеждений и мифов. В частности, важно отличать устойчивость и устойчивое развитие от стабильности. Первое следует понимать, как процесс, требующий долгосрочного доверия и инвестиций, длительного горизонта планирования. Второе – скорее стационарное состояние.

Он полагает, что важно понимать устойчивое развитие комплексно, совмещая представления о пределах роста и необходимости сочетать бережное отношение к природе и социальный компонент, противодействие вырубке лесов в Бразилии и Индонезии с борьбой против детского труда, неравенства и ущемления социальной справедливости. Эти элементы объединились, поскольку требуют глобальной кооперации и общих методов управления, ставших частью концепции ESG.

Научный сотрудник НИФИ Минфина Глеб Покатович отметил, что книга позволит многим руководителям обойтись без найма консультантов по устойчивому развитию. В пособии есть блок, посвященный идеологии, документам, подходам и практике финансов устойчивого развития, управлению финансами на высшем уровне, в том числе российскому опыту.

Он также полагает, что книгу стоит дополнить описанием роли международных организаций в продвижении зеленой повестки в странах ЕврАзЭС, их активности в продвижении и финансировании отдельных проектов и инициатив. Без инвестиций развитых стран и международных институтов реализация документов, воплощающих принципы устойчивого развития, тормозится. «Есть масса нюансов, которые следует узнать людям, чтобы избежать идеализации процессов», - полагает он. 

Важно также выделять приоритеты устойчивого развития, понимая возможность практического применения их отдельных компонентов в разных странах. В частности, строительство малых ГЭС и других источников альтернативной энергетики встретит в ряде развивающихся стран значительно большее понимание, чем попытки распространить идеи гендерного равенства. Он также отметил, что глобальная «зеленая» повестка нередко искусственно сужается до снижения выбросов углекислого газа. «В каждой конкретной стране есть набор экологических сложностей, которые могут влиять на выбросы, и многие проекты трудно рассчитать. Таксономия экологичности очень важна, необходимо подготовить квалифицированных специалистов, которых сложно обмануть», - сказал Глеб Покатович.

Важно также конвертировать «зеленые» проекты в развитие социальных ресурсов, что позволит ускорить рост экологичной экономики. Например, в Киргизии реализации таких проектов мешало отсутствие ресурсов и организации, способной управлять и осуществить их на практике. Ситуация разрешилась благодаря включению в проект национального Банка развития, предоставлявшего кредиты на «зеленые» проекты без таксономии и длительной верификации.

По мнению эксперта НИФИ, важным компонентом устойчивого развития может стать преимущественное использование бюджетных кредитов на проекты роста, отказ от их расходования на текущие нужды.

Заведующая кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета РУДН им. Патриса Лумумбы Дарья Динец рассказала, что иностранные аспиранты и магистранты крайне заинтересованы в изучении устойчивого развития. По ее словам, их вопросы к преподавателям показывают несоответствие заявленных показателей и инструментов реализации повестки ESG с ресурсами, отношениями и процессами, направленными на выполнение ЦУР.

Она отметила, что нынешние идеи сокращения выбросов предлагают мало вариантов, помимо перехода на возобновляемую энергетику. Кроме того, они недостаточно затрагивают экономические отношения, социальную сферу и корпоративную ответственность. По ее мнению, наблюдается стремление свести ЕSG-повестку к достижению определенных показателей, не учитывать аудит процессов и формирование экологического мышления от микроуровня до страновых и межстрановых действий.

Фото: iStock

Вице-президент Ассоциации НП «Опора», гендиректор ООО «Элкат» Максим Третьяков отметил, что в книге доступно изложены принципы и практики ESG и устойчивого развития. Вместе с тем, он посетовал на недостаточное освещение «темных» элементов ESG, которыми он назвал некоторые показатели углеродной нейтральности и торговлю квотами на выбросы углекислого газа. Представитель крупного бизнеса пояснил: многие расчеты показывают, что «зеленая» энергия дороже обычной. Кроме того, солнечные батареи и ветроэнергетические установки можно установить не везде, часто их приходится дополнять привычными энергетическими установками. 

Наконец, сокращение выбросов без развития соответствующих технологий (разработка, производство и установка фильтров) угрожает остановкой ряда производств и негативными социальными последствиями. «Вероятно, можно говорить о завершении повестки ESG», - считает Максим Третьяков.

И.о. заведующего кафедрой «Международный бизнес» Российского университета транспорта (МИИТ) Игорь Кокорев отметил высокую вероятность, что ряд стран объявят о необходимости соответствия импортных товаров стандартам ESG. Это означает, что продукция российских компаний и ее компоненты должны будут пройти верификацию, что может создать проблемы для экспорта не только в США и Европу, но и в Китай, который активно внедряет эти принципы. Он обратил внимание на сложность формирования в России устойчивых финансов в отсутствие долгосрочных инвестиционных планов и финансовой стратегии. По его мнению, для реализации концепции ESG требуются «доступные длинные» денежные ресурсы, особенно необходимые сейчас для восполнения основных фондов, устаревших во многих отраслях.

В обсуждении также принял участие заместитель директора НИИ «Инновационные финансовые инструменты и технологии» РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Минченков, остановившийся на проблемах ценообразования.

Заместитель председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) Алексей Ситнин обратил внимание на необходимость финансирования таких направлений устойчивого развития как доступ к новым «зеленым» технологиям, в особенности «зеленого» кредитования».

В продолжении дискуссии Юрий Данилов отметил: ключевое условие формирования финансов устойчивости - частные инвестиции людей, желающих зарабатывать на чистых материалах и социально справедливых производствах. Он уточнил, что в ряде стран Европы - например, Испании, Дании и некоторых других, - альтернативная энергетика не дотируется. Каждое домохозяйство может продавать и покупать электричество, выработанное с помощью ветра, солнца и приливной энергии. При недостатке мощностей возобновляемой энергетики включается выработка энергии из газа или атомных электростанций, как во Франции. Для развития альтернативной энергетики принята концепция нескольких капиталов, включающая рост человеческого капитала.

Наталия Шаш рассказала, что в учебное пособие включена глава о применении практик финансовой устойчивости в государственных финансах и бюджете, в частности, во Франции. «Заката ESG нет, но все должно быть разумно. Мы должны думать об устойчивости, разрабатывать проекты. Рынок растет, и наши инвесторы пристально следят за «зелеными облигациями», - резюмировала соавтор учебного пособия. 

Мстислав Афанасьев подчеркнул, что российская экономика следует за мировой повесткой. При этом важно понимать, что принципы устойчивого развития реализуются не только Западом, но и нынешними ключевыми партнерами России - Китаем и Индией. Например, в Китае во многих городах общественный транспорт перешел на электрические двигатели. КНР активно разрабатывает собственную «зеленую» повестку. «Если мы планируем и дальше сотрудничать с Китаем, нам придется адаптироваться к требованиям, которые в ряде областей выше, чем в России», - отметил профессор НИУ ВШЭ. Даже если «закат Европы» и произойдет, сотрудничество с Китаем, Индией, Индонезией и другими странами БРИКС требует учитывать принципы устойчивого развития. 

Дата публикации: 21.04.2025

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: