Число предприятий, получивших финансовую поддержку государства в период пандемии COVID-19, существенно выросло по сравнению с прежними кризисами. По данным опросов исследователей Вышки, финансовое содействие было оказано каждой пятой производственной компании. Вероятность получения поддержки повышали членство предприятий в ассоциациях предпринимателей, их инновационная активность и активное взаимодействие с властями в предыдущий период, а роль участия государства в капитале и активах производств снижалась.
Институт анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ провел плановый семинар. Ведущий научный сотрудник ИАПР Нина Ершова представила подготовленный совместно с научным сотрудником института Юлией Родионовой и ассоциированным исследователем Центра Дэвиса Гарвардского университета Андреем Яковлевым доклад «Государственная поддержка промышленных предприятий в период кризисов: факторы получения поддержки».
Нина Ершова уточнила: исследование было сфокусировано на государственной поддержке в период пандемии COVID-19.
Докладчик отметила: начиная с 2008 года промышленность прошла через серию кризисов разного происхождения, что позволило накопить значительный опыт поддержки предприятий, разработать ее механизмы, внедрить институты развития для разных групп промышленных предприятий. Формировались горизонтальные механизмы взаимодействия, в том числе отраслевые и иные ассоциации, через которые компании получали лоббистские возможности, наконец, создавались системы обратной связи для более тесной координации действий бизнеса и разных уровней власти, что позволило создать более эффективную систему поддержки в сложный период.
Другим важным элементом получения поддержки стал механизм обмена, когда предприятия помогают мероприятиям властей через разные каналы взаимодействия, а взамен имеют больше шансов получить поддержку в сложной ситуации.
Опросы 2014, 2018 и 2022 годов (последний касался помощи во время пандемии) охватили от 1700 до 1950 предприятий, более половины которых были малыми (менее 100 работников), а доли средних (от 100 до 250) и крупных (свыше 250) существенно колебались.
Авторы доклада для расчета факторов получения господдержки создали модель, зависимыми переменными в которой были получение поддержки от местных, региональных и федеральных властей, а также получение ими финансовой, организационной поддержки и обеих ее видов. Как независимые переменные учитывались структура собственности (наличие государственной и иностранной долей в капитале), оказание помощи властям в социально-экономическом развитии региона, участие в деловых ассоциациях, а также модернизационная активность: инвестиции в собственный капитал, инновации в производстве и участие в экспорте. Как контрольные переменные учитывались участие в холдинге, средняя численность занятых предприятий, отрасль и федеральный округ предприятия, а также индивидуальные характеристики респондента.
Опрос показал: наибольшая доля предприятий, получивших поддержку (24%), отмечалась в 2020 году, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2019 году, и в 1,3 раза больше, чем в 2021-м.
Опрос показал, что государственное участие в капитале предприятия оставалось значимым фактором получения господдержки в 2014–2022 годах, но его роль постепенно снижалась, причем, по данным опроса 2022 года, это снижение особенно было заметно при оказании поддержки местными властями, а для содействия региональных властей участие государства в капитале или активах сохраняло свое значение.
Значимыми факторами получения господдержки на разных уровнях были членство в деловых ассоциациях, особенно для финансовой поддержки, и помощь властям при оказании и финансовой, и организационной поддержки, особенно в 2020–2021 годах.
Инвестирование в собственный капитал и активы стало значимым фактором получения финансовой поддержки и негативно влияло на вероятность организационной поддержки. Также больше шансов на господдержку имели компании-инноваторы, модернизировавшие свое производство.
Иностранное участие негативно сказывалось на получении поддержки, особенно на региональном уровне.
Заместитель директора ИАПР Светлана Авдашева поинтересовалась, какие виды помощи предприятий властям учитывались как фактор получения поддержки, и уточнила, запрашивали ли предприятия-реципиенты поддержку.
Нина Ершова пояснила, что поддержка не выделялась автоматически и предприятия запрашивали необходимые ресурсы. А в качестве помощи предприятий властям учитывалась спонсорская, волонтерская помощь или участие в социальных проектах.
Ведущий научный сотрудник Лаборатории анализа проблем конкурентоспособности предприятий ИАПР Виктория Голикова спросила о финансовом положении получателей господдержки.
Докладчик уточнила, что исследование было сфокусировано на приоритетах государства и вопрос о финансовом и материальном положении реципиентов специально не изучался, это станет предметом дальнейших исследований.
Отвечая на вопрос HSE Daily об отраслевой структуре получателей помощи, соавтор доклада Юлия Родионова пояснила, что исследователи планируют более детально изучить особенности и приоритеты господдержки отдельных секторов экономики при продолжении работы.
Нина Ершова уточнила: государство чаще поддерживает более активные предприятия, инвестирующие в собственный капитал, компании, применяющие инновации, что может повлиять и на отраслевую структуру поддержки. «Это работа институтов развития, поддерживающих модернизацию экономики», — сказала докладчик.
Главный научный сотрудник ИАПР Татьяна Долгопятова рекомендовала авторам доклада уточнить ограничения исследования, связанные со структурой данных и возможностями измерения переменных, используемых при подготовке работы.