Режиссеры шестой волны китайского кино (New Wave Cinema) активно работают с социальной проблематикой, уделяя большое внимание тяжелой жизни рабочего класса. Недовольство порядком внутри страны они показывают в фильмах, созданных в жанре социального реализма. Как главный режиссер китайской новой волны Цзя Чжанкэ отразил в своих фильмах все страхи современного китайского общества, изучила в своем исследовании выпускница ОП «Журналистика» Института медиа НИУ ВШЭ Александра Бодрая.
HSE Daily публикует цикл научно-популярных статей «Студенческие исследования медиакультуры Восточной Азии» участников проекта «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы» Института медиа НИУ ВШЭ. В цикле представлены результаты работ, посвященных медиа и поп-культуре Японии, Южной Кореи и Китая. В фокусе внимания исследователей — популярная во всем мире продукция этих стран (комиксы, анимация, фильмы, сериалы и др.), фанатские сообщества и практики, а также особенности национальных медиа и их роль в общественной жизни.
Как все начиналось: пять поколений китайских режиссеров
История китайского кино начинается в 1920-х годах и на сегодняшний день насчитывает уже шесть поколений. Режиссеры первого поколения снимали преимущественно фильмы о социальных реформах. «Весенние шелкопряды» Чэн Бугао, «Богиня» У Юнгана — почти все они были посвящены жизни простых людей. Второе поколение в последующие два десятилетия снимало фильмы в стиле социального реализма, изображая жизнь низшего класса. Самый известный фильм этого времени — «Ангел с улицы» (1937) режиссера Юань Мучжи. Картины режиссеров первого и второго поколений испытали сильное влияние зарубежного кинематографа: советского формализма, а позже — итальянского неореализма.
Фильмография третьего поколения состояла в основном из пропагандистских фильмов и политических мелодрам, которые отражали повестку правительства (например, «Защитим красное знамя», «Революционная семья»). Четвертое поколение, как и третье, сосредоточилось на производстве мелодрам (например, «Утраченная юность» Чжан Нуаньсинь). Чтобы создавать фильмы без надзора органов пропаганды, кинематографистам, впервые в китайской истории получившим профессиональное кинообразование, пришлось ждать наступления постмаоистской эпохи.
![](https://daily.hse.ru/storage/69342_diller0054.jpg)
Кадр из фильма «Утраченная юность» (1985), Чжан Нуаньсинь
Появление пятого поколения исследователи связывают с мировой глобализацией и изменениями в культуре КНР. Именно в 1980-е в Китай начала проникать западная культура. В фильмах этого периода «нормальная» гражданская жизнь стала важнее глубоких социальных проблем. Популярный фильм этого поколения, получивший признание как один из самых важных фильмов, снятых в Китае, — «Желтая земля» (1984) режиссера Чэнь Кайгэ.
Шестая волна: цензура, европейский авангард и глобализация
Глобализация сильно изменила Китай. Это отразилось и на китайском кино «новой волны», уже шестой в его истории. Массовая приватизация государственных предприятий в 1990-е годы привела к увольнению миллионов рабочих. Условия их жизни сильно ухудшились. В фильмах шестого поколения не осталось эстетики китайских мелодрам, на них не повлиял стиль голливудского кино. Они стали походить на авангардное европейское кино с его идеей экзистенциального кризиса.
Главная отличительная черта этих картин — реалистичность. Авторские решения сделали художественное кино похожим на документальное. Режиссеры начали активно использовать фиксированные кадры, длинные планы, фрагментарный, прерывистый монтаж и делать пробелы в линии повествования.
Дистрибуция фильмов в Китае остается сложным и часто запутанным процессом. Готовый фильм необходимо направить в отдел кинематографии Государственного совета, чтобы его сотрудники проверили, нет ли в нем запрещенного контента. Фильмы, темы которых могут угрожать национальному единству, суверенитету и территориальной целостности страны, разглашать государственную тайну, разжигать межнациональную рознь, нарушать общественный порядок и подрывать социальную стабильность, выходить не могут. Режиссерам, нарушившим требования цензоров и занесенным в черный список, грозит многолетняя дисквалификация.
В самом начале карьерного пути режиссеры шестого поколения довольствовались работой вне государственной системы. Они заручались поддержкой иностранных спонсоров, участвовали в программах зарубежных кинофестивалей. Однако карьерный потенциал андеграундного режиссера в Китае сильно ограничен, поэтому современные режиссеры в КНР начинают сотрудничать с государством.
Цзя Чжанкэ: социальный реализм в обход цензуры
Кинорежиссер, сценарист, продюсер Цзя Чжанкэ — ключевая фигура шестого поколения китайского кино. Цзя умело избегает прямых столкновений с правительством и открыто не противостоит снятию своих фильмов с показа на фестивалях. «Одна из худших вещей, которые могут случиться с любым режиссером, — комментирует Цзя, — это не цензура правительства. Это цензура, которую навязывают сами себе создатели фильма. Я не так работаю. Я верю в те истории, которые знаю, как рассказать. Важно думать именно о том, что вы хотите и можете сделать». Помимо этого, режиссер при полном одобрении и поддержке правительства запустил недалеко от Фэньяна собственный кинофестиваль, цель которого — развитие кинокультуры КНР.
В своих фильмах Цзя Чжанкэ показывает современный Китай в условиях динамичной глобализации. В каждой из его картин присутствуют темы капитализма, глобализации, национальной культуры. Об этом сам режиссер говорит в интервью: «Глобализация в Китае протекает очень сложно. Она предоставила людям больше информации, но также ускорила потребительское мышление».
В центре сюжета фильма «Натюрморт» (2006) — истории шахтера Санмин и медсестры Шенхун. Они прибывают в разрушенный наводнением город Фэнцзе. Санмин надеется найти свою сбежавшую жену и шестнадцатилетнюю дочь, которую он никогда не видел. Шенхун ищет мужа, который уже два года не приезжает домой. На протяжении всего фильма герои бродят по усыпанным щебнем пустошам, а в финале делают нелегкий выбор: Санмин встречает свою жену и принимает решение содержать ее, а Шенхун окончательно разрывает отношения с мужем.
![](https://daily.hse.ru/storage/59427_diller0054.jpg)
Кадр из фильма «Натюрморт» (2006) Цзя Чжанкэ
«Натюрморт» — практически единственная работа Цзя, одобренная Главным управлением радио и телевидения Китая. Это неожиданное решение, ведь в фильме неприкрыто демонстрируется коррупция на официальном уровне, массовое воровство и мир гангстеров. Из сюжета картины становится ясно, что жизненный комфорт и успех зависят от связей, происхождения и удачи. Молодое поколение теряет связь с китайскими традициями и благоговеет перед капиталистическим миром. Исход такого отношения очень жесток: если молодые люди не готовы к натиску капитализма, тот полностью поглотит их. Их цель — прибыль и выгода. В фильме «Натюрморт» нет личной свободы и счастья. Люди не могут выбрать профессию, главная цель любого труда — вознаграждение, а не удовольствие от процесса. Это особенно характерно для молодого поколения.
Фильм «Прикосновение греха» (2013) показывает несчастливую жизнь низших классов, конфликты и насилие в китайском обществе. Картина условно разделена на четыре части. Дахай из китайской деревни питает сильную неприязнь к старосте и к своему бывшему однокласснику Цзяо Шэнли, которые вступают в сговор друг с другом, чтобы монополизировать деревенские шахты. От споров с ними и попыток разобраться Дахай получает лишь унижения и приходит в ярость. Он убивает деревенского старосту, бухгалтера, извозчика и швейцара. Сань, занимающийся разбоем, спешит домой до начала Праздника весны, чтобы отметить его со своей семидесятилетней матерью. По дороге он убивает трех хулиганов, которые пытаются ограбить его на улице, затем сам грабит и убивает. Массажистка Сяо Ю стремится наладить отношения со своим возлюбленным, частным предпринимателем. Вместо этого она убивает властного клиента, который склоняет ее к интимным отношениям. Чтобы не брать на себя ответственность за смерть коллеги, рабочий-мигрант Сяохуэй едет зарабатывать деньги в ночном клубе в Дунгуань, знаменитую секс-столицу на юге Китая. Там он неожиданно встречает красивую девушку из своего родного города. Получив отказ, молодой человек кончает жизнь самоубийством.
![](https://daily.hse.ru/storage/101173_diller0054.jpg)
Кадр из фильма «Прикосновение греха» (2013) Цзя Чжанкэ
Каждая новелла фильма основана на реальных событиях, что подтверждает сам Цзя в одном из интервью: «В последние несколько лет я заметил, что в Китае происходит все больше и больше жестокостей… Некоторые из этих историй имеют определенные параллели с историями, изображенными в фильмах Кинг Ху. Особенно перекликаются темы миграции, коррупции и насилия, которое было совершено жертвами, превратившимися потом в преступников».
Сюжет фильма «И горы сдвигаются с места» (2015) разворачивается вокруг истории троих друзей на фоне развития глобализации. Зритель следит за их любовными перипетиями в молодости, в зрелом возрасте и на закате жизни. Главная героиня, продавщица бытовой техники Тао, дружит с двумя молодыми людьми — Лянцзы, работником угольной шахты, и Цзиньшеном, подающим надежды предпринимателем. Тао остается с Цзиньшеном. Это решение раскалывает трио и разбивает повествование на три разных направления. Лянцзы женится, у него появляется ребенок, затем он тяжело заболевает. Тао выходит замуж за Цзиньшена, рожает ему ребенка, но через какое-то время разводится и остается одна. Цзиньшен вместе с сыном Долларом эмигрирует в Австралию.
![](https://daily.hse.ru/storage/97085_diller0054.jpg)
Кадр из фильма «И горы сдвигаются с места» (2015) Цзя Чжанкэ
В 1980-х и 1990-х годах граждане КНР покидали страну в поисках лучшего образования, здравоохранения или возможностей для работы. Позже некоторые добросовестные предприниматели уезжали из-за коррупции. По сюжету картины, в 2014 году Цзиньшен и его сын Доллар уезжают из КНР. Название фильма происходит от китайского афоризма «Время преобразит горы и реки, но наши сердца останутся прежними». Эта идея перекликается с главной темой следующего фильма Цзя «Пепел — самый чистый белый».
Фильм «Пепел — самый чистый белый» (2018) рассказывает о непростой судьбе женщины в Китае и ее самоотверженности. В индустриальном округе Датун провинции Шаньси юная танцовщица и дочь шахтера по имени Цяо влюбляется в бандита по имени Бинь. Когда между соперничающими бандами вспыхивает драка, Цяо стреляет из пистолета в воздух, чтобы защитить Биня, за что ее отправляют в тюрьму на пять лет. После выхода из тюрьмы Цяо пытается отыскать Биня и встречает его новую возлюбленную. В конце фильма она воссоединяется с Бинем, уже калекой, но ненадолго — тот снова исчезает. Как и в картине «И горы сдвигаются с места», Цзя использует трехчастную структуру. Он последовательно изображает события 2001 года, 2006-го и 2018-го.
Экзистенциальный кризис, аналогии и дихотомии
Основные мотивы фильмов Цзя Чжанкэ — экзистенциальные вопросы и социальные проблемы: семейные, поколенческие, политические. В картине «И горы сдвигаются с места» ярко показаны отношения людей разных возрастов и культур, в фильме «Пепел — самый чистый белый» режиссер уделяет больше внимания темам судьбы и любви. Картина «Натюрморт» выделяется из всех своей сюрреалистичностью и философскими диалогами. «Прикосновение греха» — один из самых жестоких фильмов Цзя Чжанкэ. Он содержит больше всего отсылок к реальным событиям. Чтобы точнее передать свою идею и отобразить социальную реальность, Цзя часто использует аналогии и дихотомии. Во многих его фильмах можно заметить противопоставление человека и животного, человека и предметов, реального и фантастического, созидания и разрушения.
Среди любимых приемов Цзя Чжанкэ — панорамная горизонтальная съемка, долгие планы, размытие кадра при переходе. Особую роль играют сюрреалистические элементы: дом-ракета и НЛО в «Натюрморте», змея на дороге в «Прикосновении греха», крушение самолета в фильме «И горы сдвигаются с места» и вновь НЛО в кинокартине «Пепел — самый чистый белый». Режиссер любит размывать границу между художественным и документальным.
Шестое поколение китайских режиссеров не ограничено четкими и ясными рамками. Единственное, что объединяет режиссеров этой волны, — преемственность и закольцованность с принципами кинематографистов предыдущих поколений. Фильмы Цзя Чжанкэ сочетают в себе самые разнообразные метафоры и сюрреалистические образы. Социальная повестка в картинах режиссера Цзя практически не меняется на протяжении всего его творчества, а особенности его киноязыка трансформируются со сменой эпох. Зависит это, однако, не от цензуры КНР, а от спонсоров проекта.
Источники
Álvarez I. V. Urban Transformations in China through the Cinema of the Sixth Generation. 2010.
Bergen-Aurand B., Mazzilli M., Wai-Siam H. (ed.). Transnational Chinese Cinema: Corporeality, Desire, and Ethics of Failure. Transaction Publishers. 2015.
Bettinson G., Udden J. (ed.). The Poetics of Chinese Cinema. Springer. 2016.
Deng H. Talking heads in Chinese independent cinema: discourses and speaking rights. Social Semiotics. 2022. Т. 32. №. 1.
Harvey R. E. A short history of film and censorship in Mainland China. Cinesthesia. 2019. Т. 9. №. 2.
Kuoshu H. H. Beijing Bastard, The Sixth Generation Directors, and "Generation-X" in China. Asian Cinema. 1999. Т. 10. №. 2.
Kuoshu H. H. Celluloid China: cinematic encounters with culture and society. SIU Press. 2002.
Letteri R. History, Silence and Homelessness in Contemporary Chinese Cinema: Wang Xiaoshuai's Shanghai Dreams. Asian Studies Review. 2010. Т. 34. №. 1.
Lim S. H., Ward J. (ed.). The Chinese cinema book. Bloomsbury Publishing. 2020.
Lin, Y. The politics of film censorship: ideology and film censorship, with a focus on the Chinese case : специальность «Politics, philosophy and economic» : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Lin Y. 2021. — 98 c. — Текст : непосредственный.
Rawnsley G. D., Rawnsley M. Y. T. (ed.). Global Chinese Cinema: The Culture and Politics of 'Hero'. Routledge. 2011.
Reynaud B. Dancing with Myself, Drifting with My Camera: The Emotional Vagabonds of China’s New Documentary. Senses of cinema. 2003.
Tam, W. F. The Myth of Chinese"Sixth Generation" Cinema and its Subversiveness : специальность «Philosophy» : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Tam Wai Fung. The Chinese University of Hong Kong, 2008. — 136 c. — Текст : непосредственный.
Wang Q. Memory, subjectivity and independent Chinese cinema // Edinburgh University Press. 2014.
Wang X. Ideology and Utopia in China's New Wave Cinema: Globalization and Its Chinese Discontents // Springer. 2018.
Yang, M. Cinematic realism and independent filmmaking in China: специальность «Philosophy»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Yang M.; University of Oregon. — Oregon, 2011. — 296 c. — Текст : непосредственный.
Zhang Y. (ed.). A companion to Chinese cinema. John Wiley & Sons. 2012.