Илья Аксёнов: путь в кино — от бизнес-информатики до популярного режиссера

Илья Аксёнов, фото: Высшая школа экономики
Илья Аксёнов, фото: Высшая школа экономики

С развитием технологий практически у каждого человека появилась возможность создавать видео, будь то ролики на YouTube или короткометражные фильмы, снятые на профессиональную камеру. Но как начать работать настоящим режиссером в кино и как устроена внутренняя кухня отрасли? Своим опытом продвижения в киноиндустрии в рамках студенческого проекта «Истории Alumni» ВШБ поделился известный режиссер и автор сериалов «Капельник», «Родные», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Полярный», выпускник образовательной программы «Бизнес-информатика» Илья Аксёнов.

Илья Аксёнов окончил ВШЭ в 2010 году: чтобы создавать компьютерные игры, он поступил на «Бизнес-информатику» и, отучившись четыре года, как он сам признается сегодня, понял, что лично для него разработка игр представляет собой довольно нудный процесс. Уже после учебы в Вышке, где он параллельно играл за команду КВН «Сега Мега Драйв 16 бит», Илья занимался съемкой коммерческих роликов, рекламы, затем своего короткого метра и, наконец, кино.

Теперь уже состоявшийся режиссер хорошо понимает, как устроена индустрия и с чего стоит начинать свой путь в кино.

Для начала необходимо понять разницу между работой продюсера и режиссера. Название первой профессии происходит от английского слова produce — «производить», то есть упрощенно продюсер — это человек, который сделал хоть что-то для того, чтобы фильм состоялся. Обычно, когда люди слышат слово «продюсер», они думают об инвесторах — тех, кто дал деньги на производство с намерением получить прибыль в будущем. В отличие от инвесторов, продюсеры собирают вместе инвесторов и их деньги, а затем передают данную сумму компании и находят режиссера (обязанности продюсера зависят от его должности: генеральный, исполнительный и т.д.). Продюсеры также занимаются операционными доходами и менеджментом, где одно из самых главных качеств — умение продавать себя и свои услуги.

Режиссер же выступает в качестве креативного директора на площадке, которому продюсер приносит черновой сценарий и определенную сумму денег, после чего через энное количество времени режиссер должен принести жесткий диск с уже готовым фильмом, за качество которого он ответственен. В основные задачи режиссера входит:

1.    Сделать так, чтобы фильм или сериал досмотрели до конца, удерживая интерес зрителя.

2.    В идеале — чтобы зритель рекомендовал произведение другим. Так, например, работает алгоритм с котиками в социальных сетях.

3.    В идеале — чтобы зритель пересмотрел видео. К примеру, в РФ фильм «Чебурашка» собрал 8 миллиардов просмотров, потому что многие семьи ходили на этот фильм, чтобы отдохнуть и развлечь детей хотя бы на пару часов. Способ был эффективным, поэтому многие ходили на фильм по несколько раз. 

Фото: Высшая школа экономики

Как режиссеру выполнить эти задачи? Идеальной формулы успеха нет. Чтобы найти свой подход, нужно понимать, что вообще удерживает наш интерес при просмотре чего-либо. Ответ, по словам Ильи Аксёнова, довольно прост: люди любят находить себя, своих друзей и семью в том, что они смотрят. Например, фильмы Pixar заставляют стольких людей плакать в кинозалах, потому что они вскрывают именно наши проблемы, будь то сложности в семье или же глубокая любовь к родителям.

Держа в голове эту мысль, нужно далее определиться, на какую аудиторию будет нацелен ваш проект. «Невозможно сделать фильм для всех», — подчеркивает Илья Аксёнов. При этом необязательно создавать продукт для аудитории, которая вам неинтересна (например, Илье Аксёнову были неинтересны сценарии, связанные со школьной тематикой, поэтому он отказывался от подобных проектов). Необязательно также постоянно пытаться охватить самую популярную или самую большую аудиторию. Так, чаще всего сериалы, созданные «для бабушек», собирают большие рейтинги, так как данная аудитория часто остается без внимания со стороны киноиндустрии.

Следующий шаг — выйти на рынок кино. По мнению спикера, дебютирующего режиссера редко сразу отправляют на международные кинофестивали, где он (она) незамедлительно одерживает победу. Необходимо начинать с малого: сам Илья сначала снимал ролики для YouTube и «ВКонтакте» — самых популярных на тот момент площадок в российском сегменте. Затем уже юный режиссер подался вместе с другом в коммерческий сектор (свадьбы, небольшие ролики для компаний и университетов). Спустя какое-то время им поступило предложение от MTV на низкооплачиваемую съемку скетчей для внутреннего шоу канала, и только после этого Аксёнов получил свои первые крупные коммерческие заказы на рекламу для Сбербанка и «Пятерочки».

Итак, путь к признанию начинается с малого — небольших видеороликов на YouTube или рекламы, позже режиссер создает первый короткий метр (который лучше выкладывать сразу на YouTube, а потом уже отправлять заявку на кинофестивали — так выше шанс, что данный метр получит наибольшую известность!), по этой работе его могут оценивать будущие продюсеры. После короткого метра молодой режиссер может попробовать найти продюсера, который даст ему (ей) сценарий для работы над фильмом или сериалом. Так, сам Илья Аксёнов снял свою первую полноценную киноленту всего за 17 дней, она осталась без особого внимания, но после этого ему доверили популярный сериал «Мир! Дружба! Жвачка!».

Фото: Высшая школа экономики

Отдельно на встрече со студентами Вышки известный режиссер затронул темы финансирования и работы со стриминговыми платформами. Чтобы получить необходимую сумму для съемок фильмов или сериалов, юные режиссеры чаще всего сотрудничают с онлайн-кинотеатрами.

Как, например, это происходит на одной из онлайн-платформ.

Первый путь. После написания сценария режиссер приходит с предложением на саму платформу. После прочтения сотрудники компании могут выделить часть от предполагаемой общей суммы (например, 10%) на пилотную серию. Если же пилот наберет достаточно просмотров, то выделяется оставшаяся сумма, и необходимо либо переснять весь проект с первой серии, либо продолжить снимать, оставив пилотную серию в виде первой (в зависимости от качества пилота).

Второй путь накопить денег и снять фильм без помощи компании.

Плюсом второго подхода и минусом первого являются авторское право и следование своим собственным желаниям: у онлайн-кинотеатра существует ряд требований к фильмам, снятым на их деньги (например, количество серий), к тому же при работе с этим онлайн-кинотеатром у режиссера забираются все авторские права на его проект, что означает, например, невозможность получать прибыль от продажи мерча, созданного по мотивам фильма или сериала.

В конце лекции Илья Аксёнов рассказал о своем онлайн-курсе «Короткий метр за месяц», в рамках которого он предоставляет возможность создать готовый сценарий короткого метра, дает рекомендации и помогает выстраивать практические навыки для самостоятельной работы в этом направлении.

Дата публикации: 28.03.2024

Автор: Александра Зинченко, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: