Как измерить детское благополучие

Фото: iStock
Фото: iStock

Ученые давно пытаются измерить детское благополучие, но вопрос о том, какие именно аспекты этого многомерного понятия должны быть учтены, остается дискуссионным. Государство в 2022 году потратило на детей 4,9% ВВП, половина семей с детьми оценили свое материальное положение как благополучное. Но многие субъективные оценки выглядят достаточно пессимистично. Детское благополучие эксперты обсудили на семинаре в Вышке.

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Фондом Тимченко организовали научно-практический семинар «Развитие подходов к изучению и измерению детского благополучия». На нем был представлен индекс детского благополучия. В общем индексе учитываются 45 показателей, 27 из которых статистические, а 18 — субъективные. Статистический индекс разработан МГУ имени М.В. Ломоносова, а субъективный — РАНХиГС.

Ирина Калабихина, фото: Высшая школа экономики

Заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ирина Калабихина рассказала о системе субиндексов, которые были использованы в работе.

По словам профессора, индекс строится на 12 главных принципах:

1. Фокус на интересах ребенка (не государства и даже не семьи).

2. Учет мнения детей.

3. Благополучие сейчас (детство — самостоятельный этап жизни человека, а не подготовка к взрослой жизни).

4. Благополучие в будущем (конечные результаты — самые важные).

5. Учет стадий жизненного цикла (младенцы и подростки).

6. Преобладание позитивных показателей (не столько борьба с проблемами, сколько достижение успехов).

7. Предвидение изменений (низкий вес и ожирение).

8. Принцип «не навреди».

9. Конвенция о правах ребенка и опыт ЮНИСЕФ.

10. Учет положений Десятилетия детства в России.

11. Сопоставимость (регионы, страны).

12. Модульность: учет разных результатов повышения благополучия ребенка (здоровье, образовательные навыки, бюджетные ресурсы, например пособия, показатели среды жизнедеятельности ребенка, например состояние его жилища, тип семьи, наличие работы у родителей).

По мнению профессора, предлагаемая система индексов и субиндексов позволяет измерить детское благополучие с разных сторон, видеть разные грани благополучия ребенка. Кроме того, с ее помощью можно оценить благополучие детей в регионе, в муниципалитете, в школе; сравнить благополучие в субъекте со среднероссийскими данными и в динамике.

Система субиндексов разбита по доменам (сторонам благополучия детей) и результатам. Большее число показателей имеют домены, определяющие здоровье и развитие ребенка, но при итоговом подсчете разным показателям не присваиваются специальные веса: авторы считают, что все они одинаково важны для благополучия детей.

Дмитрий Рогозин, фото: Высшая школа экономики

Директор Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин рассказал, что в 2021 году административная выборка включала в себя около 40 тыс. детей и более 40 тыс. родителей, в 2022-м — почти 133 тыс. детей и 115 тыс. родителей. В 2023 году опрошено уже 82 тыс. детей и 69 тыс. родителей. Он подробно рассказал о вопросах, включенных в анкету для онлайн-опросов, и возможностях сотрудничества на уровне регионов — участников проекта.

Особое внимание выступающие уделили тому, что детские оценки оказались ниже статистических и зачастую расхождение было довольно велико.  

Руководитель аналитической службы Фонда Тимченко Элина Илларионова представила доклад «Практический опыт внедрения индекса детского благополучия в регионах РФ». По данным опросов, которые она представила, лишь 50% опрошенных детей высоко оценили материальное положение своей семьи. В ситуации с детским отдыхом есть потенциал для улучшения: из всех опрошенных детей 55% за последний год куда-либо выезжали. Что касается образования, то 70% детей ответили, что им нравится учиться в школе, а 65% — что им интересно на уроках. Дополнительные занятия посещают 80% опрошенных.

Элина Илларионова, фото: Высшая школа экономики

Также далека от идеала ситуации с оценкой безопасности: 65% детей чувствуют себя безопасно на улице, 75% детей — в школе. При этом 65% детей рассказали, что одноклассники относятся к ним хорошо, а 45% сталкивались за последний год с травлей.

Важно, чтобы полученные результаты не просто собирали в таблицы и отчеты, а применяли на практике, подчеркнула Элина Илларионова. Например, в Нижневартовске в подростковой театральной студии состоялась премьера двух спектаклей на тему борьбы с травлей, в Лангепасе провели тренинги для детей и родителей по теме детско-родительских отношений, а в городе Покачи педагог-психолог провел конференцию для учителей и родителей, рассказав о результатах, полученных по теме травли в рамках индекса детского благополучия.

Фонд Тимченко поддерживает лучшие практики и мероприятия по обмену опытом среди регионов-участников, рассказала она. Так, организовываются площадки для стажировок, проведения тренингов и работы с данными в рамках доказательного подхода.

«Изучение детского благополучия позволяет оценить, насколько успешно страна обеспечивает детям здоровье, образование, безопасность, возможности развития и доступ к базовым услугам», — отметила Элина Илларионова.

Заместитель проректора НИУ ВШЭ, директор Дирекции НЦМУ ЦМИЧП Мария Нагерняк и эксперт Центра исследований бюджетов времени Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Михайлова рассказали об исследовании бюджетов времени в контексте изучения детского благополучия.

«Изучение детского благополучия позволило нам установить прямую связь между уровнем благополучия детей и их бюджетами времени», — сказала Мария Нагерняк.

Мария Нагерняк, Наталья Михайлова, фото: Высшая школа экономики

Участники опросов признавались, что самое важное время для них — не то, что выделяется на учебу или дополнительные уроки (многие дети перегружены занятиями), а время общения с друзьями и родителями. Также выяснилось, что, становясь старше, в будни мальчики и девочки спят меньше (-15%, -14%), у них сокращается свободное время (-17%, -23%). Мальчики и девочки тратят время на общение примерно одинаково, но с возрастом у мальчиков постепенно увеличивается время общения, а девочки в среднем тратят в 1,7 раза больше времени на работу по дому, чем мальчики. В дальнейшем исследователи планируют более глубоко изучить детские и родительские депривации, связанные со временем. При этом планируется использовать различные современные инструменты, например боты.

Директор Центра финансов социальной сферы Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Олеся Феоктистова рассказала об особенностях российского «детского бюджета», то есть затрат государства на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, а также на поддержку материнства и рождаемости. По ее данным, в 2022 году расходы РФ на детей составили 4,9% ВВП: 1,5% федерального и 3,4% региональных бюджетов.

«Инвестирование в детское благополучие сегодня — это инвестирование в будущее страны. Развитие полноценной, здоровой и образованной молодежи способствует устойчивому экономическому росту, инновациям и процветанию национального сообщества», — отметила Олеся Феоктистова.

Директор по стратегии, исследованиям и бренду ООО «Вкусно — и точка» (Россия), заместитель председателя Международного наблюдательного совета НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Екатерина Гладникова добавила, что изучение бюджетов времени детей способствует повышению осведомленности общества, включая родителей и педагогов, о доступных ресурсах и возможностях для развития и поддержки детей. Это помогает создать основу для более активного участия общества в защите прав и интересов детей. 

Оксана Синявская, фото: Высшая школа экономики

Заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Оксана Синявская подчеркнула важность составления и изучения индекса благополучия детей, ведь он помогает определить области, в которых дети могут испытывать проблемы, и разрабатывать стратегии для улучшения их благосостояния. Это также может помочь политикам и лицам, принимающим решения, оценить эффективность программ и политик, направленных на поддержку детей и их семей.

Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Канонир обратила внимание слушателей на то, что для более тщательного изучения благополучия детей в России в будущем нужно будет больше фокусироваться именно на индивидуальном подходе, индивидуальном мониторинге состояния отдельного ребенка, что позволит позаботиться о каждом, кто попадет в поле зрения исследователей.

Фото: Высшая школа экономики

Также на семинаре присутствовали проректор НИУ ВШЭ, инициатор НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Лилия Овчарова, председатель наблюдательного совета, генеральный директор Фонда Тимченко Мария Морозова и председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева.

Мероприятие организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Дата публикации: 09.10.2023

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: