В мире стремительно растет число молодых людей, которые не учатся и не работают. Проблема незанятости молодежи становится не просто личной болью, а знаком вопроса о будущем целого поколения. Что толкает молодых людей в эту категорию и как soft skills помогают избежать незанятости? Научный сотрудник Центра трудовых исследований, доцент департамента прикладной экономики ФЭН ВШЭ Анна Зудина исследовала, как недостаток некогнитивных навыков — от креативности до эмоциональной стабильности — влияет на неуспех молодежи на рынке труда. Некоторыми результатами своей работы она поделилась на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ».
NEET-молодежь
Молодежь является важной частью рынка труда, и структура образования и квалификации будущих работников оказывает большое влияние на динамику экономического роста всего общества. Невовлеченность молодежи в трудовую деятельность оборачивается большими издержками для государственного бюджета и всей экономики, отмечает Анна Зудина.
В исследованиях положения молодежи на рынке труда первоначально преобладал фокус на анализ уровня безработицы. Но этот метод не давал полной картины, учитывая ограниченное участие молодых людей в рабочей силе. В поисках более точного инструмента аналитики перешли к изучению молодежи, которая не учится и не работает, — NEET-молодежи.
NEET-молодежь — это аббревиатура, производная от английского “Not in Education, Employment, or Training” (не обучается, не работает и не проходит профессиональную подготовку). Термин используется для описания молодых людей в возрасте от 15 до 24 (иногда 29 или 34) лет, которые не участвуют в образовании, трудоустройстве и не проходят никакого обучения. Эта категория молодежи часто находится в центре внимания государственной политики и социальных исследований из-за опасений, что длительное отсутствие занятости и образовательной деятельности может негативно сказаться на их будущем благосостоянии, уровне жизни и социальной интеграции.
За термином «NEET-молодежь» скрываются те, кто не смог выйти на рынок труда по самым разным причинам: инвалидность, раннее рождение детей, эмиграция, низкие доходы семьи. К этой категории относятся и те, кто не хочет искать работу и живет с родителями. Особенно велика доля NEET среди женщин в связи с тем, что именно они в молодом возрасте делают выбор в пользу воспитания детей и заботы о семье.
Согласно данным Росстата, в 2022 году в России 12% молодых людей не работали и не учились в образовательных учреждениях различного уровня, что соответствует средним значениям по миру. При этом с 2010 года доля NEET-молодежи снизилась на 2 п.п. Согласно результатам исследований, среди важных причин попадания молодежи в категорию NEET в России — недостаточное образование и отсутствие опыта работы, что представляет проблему не только в нашей стране, но и за ее пределами.
При этом зарплата или продвижение по карьерной лестнице не всегда напрямую определяются только качеством образования. Причины неуспеха молодежи также связывают с несоответствием полученного образования и спроса на рынке труда — некоторые подготовленные специалисты не нужны рынку.
Исследования также показывают, что молодые люди при одинаковом образовательном опыте, уровне интеллекта и навыках не всегда одинаково производительны и находятся на разном уровне заработной платы. Причиной различий могут быть так называемые некогнитивные навыки, включающие личностные, социальные и эмоциональные качества, не связанные напрямую с интеллектом. Эти навыки, в отличие от аналитических способностей и памяти, включают, например, добросовестность, эмоциональную стабильность и умение общаться. Развитие таких навыков может способствовать успеху как в учебе, так и в карьере, отмечает эксперт.
Фото: iStock
Исследования психологов демонстрируют, что некогнитивные навыки закрепляются в подростковом возрасте и окончательно формируются к 30–40 годам. Однако целенаправленные усилия по развитию soft skills могут приносить отдачу на рынке труда и в образовании в виде более высокой заработной платы и быстрого карьерного продвижения на протяжении всей жизни. Низкий уровень развития таких навыков может привести к более низким образовательным результатам и последующим трудностям с поиском работы по специальности.
Влияние некогнитивных навыков на незанятость молодежи
Анна Зудина изучила влияние некогнитивных навыков на принадлежность молодежи к различным типам NEET. Объектом ее исследования стали не имеющие работу молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, которые не обучались в образовательных учреждениях.
Для анализа эксперт выбрала пять ключевых некогнитивных навыков, известных как Big 5 («большая пятерка»): открытость новому, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, эмоциональная стабильность.
Используя данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 2016 год, Анна исследовала факторы, влияющие на включение молодых людей в категорию NEET, учитывая их некогнитивные навыки, возраст, образование, семейное положение, наличие детей, доход, самооценку здоровья, тип поселения, а также регион проживания.
Оказалось, что сам по себе переход молодых людей в статус NEET или начало трудовой деятельности несильно связаны с их характером, за рядом исключений. Например, для мужчин, переходящих в состояние NEET-безработицы после учебы, часто характерны меньшее желание пробовать что-то новое и идти на компромиссы, а также выраженная экстравертированность. Однако если молодой человек переходит в группу NEET-неактивных (не ищет работу и не учится), то его личностные черты значимо не отличаются от личностных черт тех, кто продолжает учебу.
Женщины, переходящие в группу NEET-неактивных, меньше склонны к компромиссам, но это не сильно влияет на общую картину. Автор доклада пришла к выводу, что личностные черты в момент перехода слабо влияют на вероятность того, начнет женщина работать или продолжит учиться.
Тем не менее сравнение различных категорий молодежи также позволило установить, что NEET-неактивные мужчины и NEET-безработные женщины менее добросовестны, чем учащиеся, а NEET-неактивные женщины отличаются эмоциональной неустойчивостью.
Образование и отсутствие работы
Исследование выявило, что NEET-безработные мужчины значимо чаще имеют среднее профессиональное образование. Однако при учете индивидуальных различий в чертах личности образование в целом не показывает большого отличия таких мужчин от тех, кто учится или работает.
Для женщин ситуация другая: те, кто имеет высшее образование, чаще оказываются среди NEET-безработных даже с учетом различий в некогнитивных навыках. Но если сравнивать NEET-неактивных женщин с теми, кто учится, то уровень их образования обычно не различается. Это объясняется тем, что молодые девушки зачастую добровольно становятся NEET-неактивными (не работают и не учатся) по личным причинам, например из-за замужества или беременности.
Пандемия и молодежный рынок труда
«Пандемия COVID-19 сильно ударила по рынку труда именно среди представителей молодежи. Ряды NEET-молодежи в разных странах мира пополнили те, кто ранее вряд ли бы оказался в данном состоянии, то есть пострадали и более образованные и квалифицированные сотрудники», — отметила Анна Зудина.
Пандемия повлияла на жизнь молодежи по всему миру: одним из ее последствий стало появление рекордного числа молодых людей, которые не учатся и не работают. Их доля достигла самого высокого уровня за последние 15 лет и составила 23,5%. В странах, входящих в ОЭСР, было отмечено увеличение числа NEET с 14,6 до 16,6% за год с наибольшим ростом в США и Канаде, где этот показатель подскочил на 33 и 46% соответственно.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в некоторых странах в 2021 году: в Турции, Армении, Индии, Индонезии и Италии примерно каждый пятый молодой человек стал NEET. В отличие от этих стран, в Нидерландах, Швеции, Норвегии и Японии ситуация оказалась лучше — там только 5–6% молодежи входили в категорию NEET.
В Италии в начале 2021 года каждый четвертый молодой человек относился к категории NEET, что гораздо выше среднего уровня по Европейскому союзу. Латвия и Румыния тоже показали большой рост числа NEET.
Пандемия особенно остро отразилась на занятости молодых женщин, прежде всего в сферах образования и здравоохранения, и препятствовала доступу как к возможностям поиска работы и занятости как таковой, так и к возможностям обучения. Устойчивость системы образования и уровня занятости в этих условиях зависела от качества инфраструктуры и возможностей для удаленного обучения и работы.
Динамика статуса NEET в России после пандемии
Анна Зудина также провела анализ изменения статуса NEET-молодежи в России до и после пандемии COVID-19 через призму некогнитивных навыков.
Были использованы данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 2018–2021 годы. Отмечено, что в 2020 году показатели некогнитивных навыков молодежи сравниваются с данными 2016 года.
В исследовании применяется динамический мультиноминальный логит-анализ, который позволяет оценить вероятность перехода молодежи в статус NEET или из NEET в другие состояния, такие как занятость или обучение. Учитываются также возраст, уровень образования, состояние в браке, наличие детей и другие социально-экономические факторы.
Переход из занятости в NEET-неактивность среди мужчин и женщин ассоциируется с большей эмоциональной неустойчивостью, а среди мужчин также со склонностью к поддержанию хороших отношений с другими. Переход в NEET-безработицу среди женщин связан с меньшим уровнем добросовестности. Однако в целом значимая отдача от некогнитивных навыков в эпоху пандемии отсутствует.
«Пандемия действовала как великий уравнитель, в категорию NEET перемещались обладатели самых разных навыков», — уточнила исследователь.
Адаптация на рынке труда во время пандемии
Исследование Анны Зудиной также выявило, что молодые люди достаточно активно возвращаются на рынок труда после статуса NEET, причем как в период пандемии, так и до кризиса.
«Оказывается, попадание в категорию NEET не всегда означает окончательный отход от трудовой деятельности, большая часть молодежи в России в итоге возвращается на работу и без увеличения риска перехода в неформальную занятость», — поделилась выводами эксперт.
Кризис, спровоцированный пандемией, не привел к длительным сдвигам на рынке труда. Компании и работники приспосабливались, сокращая зарплаты и рабочие часы, при этом большинство продолжили работать, несмотря на меньший доход. Это свидетельствует о том, что пандемия не стала катализатором увольнений среди занятого населения.
Кроме того, в исследовании не было зафиксировано непосредственного воздействия пандемии на поведение NEET-молодежи. Даже при анализе в одинаковых условиях не выявлено, что пандемия увеличивает шансы оказаться без работы или образования. Был отмечен рост числа молодых людей, сталкивающихся с адаптационными сложностями, однако это не приводило к росту вероятности попадания в категорию NEET.