Кто вы — один из многих или уникальный специалист в своем деле? А это знает кто-нибудь, кроме вас самих? Расставить все по своим местам поможет грамотно выстроенный личный бренд. С чего начать работу над ним и как сделать его успешным, обсудили на вебинаре в Вышке.
Современные люди привыкли мыслить категориями брендов. Это центральное и самое важное понятие в маркетинге. Один из ведущих мировых экспертов по маркетингу Филип Котлер даже заявлял: «Если вы не бренд — вы не существуете. Кто же вы тогда? Вы — обычный товар».
Никому не хочется быть обычным, а значит, все хотят быть брендом.
«Бренд — это гарантия подлинности, обещание качества и, конечно, сопричастность. Сильный бренд похож на живого человека: отстаивает свои ценности, вызывает доверие, интерес и желание контактировать», — поясняет профессор Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, основатель агентства кризисных коммуникаций «Бюро 364» Ольга Пескова.
Задавая себе вопрос, почему другие люди более удачливы, многие объясняют это отсутствием у себя таланта, везения и связей. Но зачастую дело в недостаточно хорошо построенном персональном бренде.
Именно личный бренд является важным фактором построения карьеры и успеха. Стартаперам и предпринимателям он необходим, чтобы продвигать свой бизнес, пиарщикам и маркетологам — чтобы работать на «воронку продаж», преподавателям и экспертам — для монетизации и роста востребованности на рынке, а фрилансерам — для формирования потока заказов. Он помогает повышать конкурентоспособность и нужен всем, кто в этом заинтересован.
Персональный бренд — заявление о том, что его обладатель является лидером в своей области. Чтобы понять это, нужно ответить на вопрос «Как и кому меня могли бы порекомендовать?».
Поэтому для начала нужно выбрать область, в которой вы хорошо разбираетесь, и стремиться выйти в ней на первую позицию.
«Личный бренд невозможен без этого ощущения — “я делаю все, чтобы стать лучшим в профессии”», — полагает Ольга Пескова.
Она выделила главные составляющие личного бренда. В центре лежит некая сверхидея, приправленная уникальностью и аутентичностью, на поверхности — такие внешние признаки, как фирменный стиль, тональность общения. Для расширения каналов коммуникации необходимо использовать бренд-медиа или как минимум соцсети — наш аватар. Согласно опросам, 80% потребителей отдадут предпочтение компании, владелец которой активно ведет соцсети. Даже при найме сотрудников 70% работодателей проверяют соцсети кандидатов. Здесь можно размещать свои статьи, мысли, события и истории, а также контент своей компании.
Публичная стратегия личного бренда строится на пяти компонентах, которые нужно целенаправленно и усердно развивать, рассказала Ольга Пескова. Помимо непосредственно проектов, сюда входят все поступки и публичные заявления, которые транслируют наши ценности, убеждения и гражданскую позицию.
Очень важны также внешние связи, поэтому нужно поддерживать открытый диалог с аудиторией. Для эксперта немаловажна и способность учить других, передавая свой уникальный опыт.
Нельзя забывать и о духовной составляющей бренда, наличии высоких целей — о той самый сверхидее. Вершиной брендинга может стать создание собственной системы ценностей и даже мифологии.
Спрашивая себя, зачем и ради чего это нужно, нельзя ответить просто «ради денег», подчеркнула Ольга Пескова. Следует придать своему бренду некое духовное наполнение: изменить мир к лучшему, добавить в него красоты, здоровья, порядка, радости и доброты. Чтобы объяснить, почему это важно, она вспомнила притчу, в которой странник задавал вопрос «Что ты делаешь?» трем рабочим, ворочающим большие камни под палящим солнцем. Первый зло ответил, что таскает булыжники, второй сосредоточенно — что зарабатывает на еду для своей семьи, а третий просветленно — что строит храм.
«Работать личностью — это самое интересное, сложное и достойное занятие», — заключила Ольга Пескова.
Подробнее о природе персонального брендинга и о законах, по которым он живет, пойдет разговор на курсе ДПО «Продюсирование персонального бренда», который стартует в НИУ ВШЭ уже в феврале 2024 года.