Сложные правовые вопросы можно наглядно объяснить с помощью искусства. Произведения литературы, театра и кино способны представить правовое регулирование более доступно. С другой стороны, сфера искусства формирует восприятие права в обществе, а порой и сама генерирует юридические головоломки. Как работают эти механизмы, чем отличается восприятие права в российском и американском кинематографе и можно ли считать позитивным явлением распространение культуры отмены, обсуждал со студентами факультета права НИУ ВШЭ писатель и сценарист Александр Цыпкин в рамках встречи «Муза в/праве».
«Литература, театр и кино — это инструменты, которые позволяют задуматься не только о праве и правовых понятиях, но и о справедливости, морали, власти. Через повествование искусство позволяет пролить свет на сложные правовые вопросы и представить правовое регулирование более доступно», — подчеркнул декан факультета права Вадим Виноградов, открывая мероприятие.
Александр Цыпкин согласился, добавив, что искусство способно формировать также восприятие права. Он указал на ключевое различие между отображением американского и российского права в искусстве: в Америке как бы постулируется верховенство права над справедливостью и милосердием, а российские ценности, напротив, подразумевают скорее верховенство справедливости и милосердия над правом.
Александр Цыпкин — российский сценарист и писатель, создатель литературного проекта «БеспринцЫпные чтения». Совокупный тираж книг Александра Цыпкина — более 300 000, а фильмы, сериалы и спектакли по его сценариям становятся бестселлерами. В 2019 году американский режиссер Пол Лазарус перевел и адаптировал рассказы Цыпкина на английский язык. 15 октября 2020 года на онлайн-портале «Кинопоиск» состоялась премьера комедийного телесериала «Беспринципные» режиссера Романа Прыгунова по рассказам Цыпкина.
Александр Цыпкин уверен, что персонаж Сергея Бодрова Данила Багров из культового фильма Алексея Балабанова «Брат» никогда бы не смог стать американским героем. «В конце либо его должны убить, либо он должен сесть в тюрьму, потому что он нарушает закон», — объясняет писатель американское восприятие.
Правосудие или милосердие?
Чтобы на практике разобраться в том, как правовые вопросы находят отражение в кинематографе и влияют на отношение к ним общества, писатель предложил обсудить короткометражный фильм «Эвтаназия», снятый Еленой Бродач по сценарию самого Цыпкина.
Опытный следователь в исполнении Тимофея Трибунцева подозревает в убийстве врача-кардиолога (ее играет Ольга Сутулова), у которой жертва когда-то увела мужа. Врач выглядит мирной, доброй, интеллигентной женщиной, и следователь хочет понять: почему бывшая жена решилась на убийство именно сейчас, ведь с момента ухода мужа прошло уже несколько лет и все вроде бы смирились с таким положением вещей.
Следователь предлагает женщине сделку: она должна рассказать о деталях убийства, а взамен он поделится интересной информацией об уже закрытом деле, которая может изменить мировоззрение подозреваемой.
Та соглашается и открывает свою историю: любовница мужа оказалась ужасным человеком, она не только увела его из семьи, но и довела до смерти — у него случился сердечный приступ, когда она решила его бросить. Убийство такой женщины — спасение мира от ужасного человека, убеждена врач. Следователь же в ответ говорит, что у погибшей была четвертая стадия рака, которая и так неминуемо привела бы ее к смерти, она даже наводила справки об эвтаназии. Главная героиня разбита от осознания того, что убийство было бессмысленным.
Фото: kinopoisk.ru
В короткометражке много деталей и нюансов, которые раскрывают смысловые замыслы авторов и стремление показать историю многогранно, чтобы у зрителей была пища для размышлений и собственных умозаключений. Цыпкин признается, что, когда читал комментарии зрителей к этому фильму, заметил, что люди находят в нем все новые интересные смыслы, которые он даже и не вкладывал в свой сценарий.
«Как бы вы поступили на месте главной героини и следователя?» — обратился к аудитории Александр Цыпкин.
Из студентов-юристов, пришедших на встречу, ни один не поднял руку в ответ на вопрос «Кто считает, что следователь поступил правильно, когда закрыл дело, зная убийцу?». Студенты высказывались о мотивах следователя и единогласно пришли к мнению, что он не имел права определять убийце такое моральное наказание или, напротив, отпускать грехи.
Хейт и культура отмены
Еще одна тема, вызвавшая бурное обсуждение, — культура отмены.
Александр Цыпкин задал студентам вопрос: считают ли они верным «отменять» деятелей культуры, то есть, например, отказывать в работе, контрактах, удалять из публичного поля из-за обвинений в харассменте, которые еще не доказаны судом? Мнения разделились: кто-то высказался за допустимость такой практики, часть студентов — за то, чтобы до судебного решения не клеймить обвиняемого, напомнив о существовании презумпции невиновности.
Сам он оказался ближе ко второй группе и заявил, что считает культуру отмены «одним из худших проявлений сегодняшнего времени», и подчеркнул, что «культура отмены — власть толпы, а толпой можно управлять». Писатель напомнил, что культура отмены провоцирует хейт, а хейт провоцирует реакцию.
Размышляя о приходе культуры отмены в Россию, Александр Цыпкин отметил, что в России общество слишком индифферентно с точки зрения потребления, чтобы культура отмены приобрела столь массовый характер. Если в США кинокомпаниям приходится вырезать из фильмов сцены с актером Кевином Спейси, которого обвинили в сексуальных домогательствах, потому что люди действительно не пойдут в кино на фильмы с таким человеком, то в России пока такое сложно представить. Однако, по словам писателя, культура отмены постепенно, к сожалению, приходит и к нам. В одних кругах отменяют концерты актеров, артистов, писателей, выступивших против СВО, в других объявляют нерукопожатными исполнителей, которые занимают противоположную позицию, или настойчиво требуют определиться со своей позицией и хейтят тех, кто пытается сохранить нейтралитет.
Завершая дискуссию о применении права в искусстве, он предположил, что некоторые из пришедших на встречу будущих юристов обязательно напишут книгу или проконсультируют сценаристов по правовым вопросам. По словам писателя, юриспруденция — слишком хорошая теоретическая база для написания литературного произведения, тем более в эру социальных сетей, которые способствовали ключевому изменению в творчестве, когда площадка появилась абсолютно у каждого.