Высшая школа экономики запускает новую программу ДПО «Государство и бизнес в эпоху санкций: стратегии успешного развития», где обучение осуществляют ведущие специалисты в области анализа санкционных рисков и тенденций из профильных госорганов, бизнеса, академии. Её слушатели смогут детально изучить риски для российских компаний и их зарубежных партнеров, в том числе связанные с экспортными ограничениями.
Программа дополнительного профессионального образования «Государство и бизнес в эпоху санкций: стратегии успешного развития» была представлена в ходе научно-практического семинара «Государство и бизнес в эпоху санкций: тренды и риски 2025 года», организованного в рамках проекта Академического кадрового резерва НИУ ВШЭ «Новый мировой порядок».
Модератор семинара, ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Лев Сокольщик рассказал, что она предназначена для тех, кто работает с иностранными контрагентами и заинтересован в формировании кастомизированных стратегий успешного развития. В рамках программы будут изучаться ключевые санкционные тренды и риски 2025 года, их влияние на бизнес, экономику и политическую стратегию государств.

Лев Сокольщик
Программа обучения включает инструкцию по выживанию для российского бизнеса, информацию о легальных способах работы с иностранными партнерами и формировании устойчивого международного бизнес-партнёрства в условиях санкционных рисков. Будет подробно разбираться санкционная политика США, ЕC и Китая, а также ответные меры России.
При этом программа носит практико-ориентированный характер: структура обучения предполагает погружение в реальные кейсы и ситуации, с которыми можно столкнуться в профессиональной деятельности. Обучение на курсе не только повысит уровень профессиональных компетенций, но и позволит расширить сеть профессиональных контактов.
В числе преподавателей программы ДПО ведущие эксперты и практики в сфере международных ограничений и экспортного контроля: гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев; заместитель директора Департамента контроля за внешними ограничениями Министерства финансов России Дмитрий Кику; руководитель направления Экспортного контроля и сопровождения внешнеэкономической деятельности «Яндекса» Мария Роскошная; ведущий советник Департамента международного и регионального сотрудничества Счетной палаты Владимир Морозов; директор ЦКЕМИ, эксперт по Китаю и его взаимоотношениям с зарубежными партнерами Василий Кашин; приглашенный преподаватель Вышки и практик, более 10 лет работавший в международном бизнесе с Китаем и странами Юго-Восточной Азии, Егор Прохин; преподаватель НИУ ВШЭ, специалист по киберсанкциям Инна Яникеева.
На семинаре преподаватели программы провели свои мастер-классы. Генеральный директор РСМД Иван Тимофеев представил мастер-класс на тему «Тенденции антироссийских санкций в 2025 г.: раскол Запада и новые риски». Он отметил: следует помнить, что санкции – инструмент внешней политики, реализующийся нелинейно, эскалация и нормализация не означают их немедленного усиления и ослабления. Сейчас впервые за три года открылось окно возможностей, позволяющее говорить о вероятном смягчении санкций, но сохраняются и риски. По его мнению, следует осторожно относиться к прогнозам о возможном соглашении, поскольку переговоры идут за закрытыми дверями. В случае их провала возможна эскалация.
Иван Тимофеев отметил: сейчас большая часть законопроектов по санкциям в Конгрессе США направлены против Китая и Ирана, но если какая-то из инициатив против России будет принята, это укрепит режим антироссийских санкций. Эскалация также возможна и по линии ЕС, но, вероятнее всего, она будет сопровождаться изъятием и квотами на некоторые виды продукции.
Одновременно усиливается добровольный контроль или саморегулирование в передовых отраслях промышленности. Так, в последние годы заметно сближение между представителями регулятора и бизнеса. Альянс компаний в сфере ИИ совместно с ФСТЭК России создали и подписали Декларацию об ответственном экспорте технологий искусственного интеллекта и программного обеспечения на их основе. Декларация устанавливает этические принципы и стандарты поведения, которыми стоит руководствоваться разработчикам при экспорте собственных гражданских решений в сфере ИИ. Стандарты включают общие принципы и правила и конкретные рекомендации по вопросам взаимодействия с иностранными контрагентами и уполномоченными государственными органами.
Мария Роскошная обратила внимание на изменения в работе специалистов. Раньше им было достаточно знать свою нишу и алгоритм работы, но сейчас в связи с частым возникновением новых вызовов приходится регулярно следить за изменениями экспортного контроля ключевых партнеров. Например, реализуя сделку с Китаем или ОАЭ, обязательным в работе экспертов является и анализ экспортконтрольного законодательства этих стран. Кроме того, важно следить за новациями контрсанкционного регулирования, в том числе за запретами на приобретение определенной продукции, а также на проведение платежей в определенных странах.
«Нам предстоят изменения санкционных и контрсанкционных процедур. Важно расширять спектр знаний, не ограничиваясь техническими деталями и знанием конечных получателей и конечного назначения товара. Для бизнеса это означает поиск оптимальных логистических маршрутов, возможностей проведения платежей без ограничений, совмещения интересов логистов, юристов и финансистов», – сказала эксперт.
Она отметила, что сложности могут возникнуть при продолжении взаимодействия с компаниями, ушедшими из России после 2022 г. Эти аспекты в текущий момент контролируют службы контрсанкционного комплаенса, когда надо обосновывать и аргументировать продолжение сотрудничества с компаниями из недружественных юрисдикций.
На мастер-классе «Санкции ЕС в 2025 г.: стратегии для России» Владимир Морозов пояснил, что возможность применения санкций как инструмента достижения целей внешней политики заложена в правовых основах ЕС. Их применение возможно по самому широкому спектру поводов – от обвинений в нарушении международного права до целей защиты прав человека. Важной особенностью санкций ЕС он назвал их принятие на наднациональном уровне при национальном надзоре за их исполнением, что порождает противоречия и определенные сложности в их реализации. Многообразие режимов, а также национального законодательства и практик правоприменения затрудняет ориентацию в санкциях ЕС.
Европа нередко стремится противодействовать вторичным санкциям других стран, в том числе США, позволяя не соблюдать ограничения против третьих стран, лиц и фирм. Однако европейские компании часто стремятся учесть санкционные риски и реализуют «оверкомплаенс» в этой сфере, не желая терять американский рынок и возможность вести платежи в долларах.

Фото: iStock
С 2022 г. все более значимую роль во введении ограничений играет именно Еврокомиссия, а национальные институты испытывают все большее давление наднациональных институтов, в том числе и в ужесточении ответственности за нарушение санкций. Если раньше была возможна административная ответственность, то сейчас оно расценивается как уголовное преступление. Эксперт обратил внимание на отличие в подходах к наказаниям и расследованиям. Их наибольшее число отмечено в Польше. Больше всего приговоров к тюремному заключению – в Нидерландах, но на небольшой или условный срок. В Германии число приговоров невелико, но сроки достигают 7 лет, а в Финляндии успешных расследований много, но наказания преимущественно ограничиваются штрафом от 11 000 до 15 000 евро.
Текущий этап развития санкционной политики ЕС отличается постепенной де-таргетизацией санкций, т.е. стремлением нанести максимальный ущерб, а также активной координацией собственных мер с партнерами, прежде всего с США. Если в 2014-16 гг. меры ЕС запаздывали по сравнению с американскими, то с 2022 г. они преимущественно синхронизировались. Еще одним трендом европейской политики стало активное применение механизма вторичных санкций. В частности, в 2024 г. принята поправка, по которой ограничения вводятся против компаний и физических лиц третьих стран, работавших с российскими подсанкционными лицами и компаниями.
Ключевыми факторами и рисками продолжения, усиления и, напротив, смягчения санкций Владимир Морозов назвал готовность ЕС сохранять приоритет политических целей над экономической целесообразностью, учитывая, что Европа понесла большие по сравнению с США потери за время санкционной войны с Россией.
Егор Прохин на своем мастер-классе «Формирование устойчивого бизнес-партнерства в условиях санкционных рисков» отметил, что за последние десятилетия санкции достигали своих целей примерно в одной трети случаев. По его словам, наибольшего успеха удавалось добиться против малых государств с недостаточно диверсифицированной и зависимой от импорта экономикой.
Санкции наряду с вызовами открывают и новые возможности, отметил Егор Прохин. Потеря рынков сбыта в Европе и других западных странах стала стимулом для переориентации на развивающиеся рынки Азии.
Завершая выступление, он подчеркнул: для налаживания успешного сотрудничества с иностранными компаниями на российском рынке необходима адаптация бизнес-стратегий с учетом действующих санкционных ограничений. Такой подход, по его мнению, должен быть комплексным и включать: анализ компаний, их бенефициаров и правоотношений на предмет санкционных рисков; оценку отраслевых и территориальных санкций, распространяющихся на планируемое сотрудничество; разработку решений и инструментов для оптимизации коммерческого взаимодействия в условиях ограничений.
Дополнительно он рекомендовал формировать для партнеров «дорожные карты» управления санкционными рисками и разрабатывать альтернативные сценарии действий, направленные на минимизацию потенциального негативного влияния на бизнес-партнерство.
Врез
Все представленные в материале мнения являются исключительно личной позицией участников семинара и автора.
Если сторонам удастся добиться перемирия, то американский бизнес будет влиять на администрацию, чтобы смягчить санкции, не отменяя их официально, но вводя определенные исключения для транспортных ограничений и запретов на транзакции банков.
«Для ряда отраслей смягчение санкций будет положительно влиять на их развитие, а для других – наоборот, отрицательно», – отметил Иван Тимофеев. Он уверен: при успехе переговоров процесс смягчения санкций будет долгим и, возможно, займет не одно десятилетие. Лев Сокольщик подчеркнул, что снятие санкций может обернуться риском для отдельных отраслей отечественной экономики.
Мария Роскошная провела мастер-класс «Экспортный контроль: инструкция по применению. Как не нарушить правила и не потерять рынки». Она отметила, что сейчас экспортный контроль стал рассматриваться шире, чем в традиционном понимании – в частности, под особый надзор теперь подпадают передовые промышленные разработки и даже предметы роскоши. Растет и номенклатура сделок, подпадающих под регулирование – помимо привычного осязаемого экспорта эксперты зачастую имеют дело с надзором за экспортом технологий и программного обеспечения. Растет доля и неосязаемого экспорта особенно в высокотехнологичных отраслях, необычны и формы осуществления сделок. Например, нередко приходится идентифицировать опенсорсное ПО или софт, доступ к которому предоставляется по модели SaaS. Государство может регулировать и ограничивать, а иногда и запрещать экспорт и международный обмен в сфере ноу-хау, промышленной продукции или сырья, недостаток которых может негативно влиять на отечественный рынок.
Россия продолжает участвовать в деятельности по выработке и модификации рамочного законодательства на международном уровне, поскольку является государством-участником всех режимов за исключением Австралийской группы (там у нашей страны статус наблюдателя). Следует понимать, что каждое государство-участник международного экспортконтрольного режима формирует национальную систему контроля, гармонизируя ее с международной базой. Сейчас можно наблюдать тенденцию к усилению контроля за нераспространением именно в сфере доработки национальных законодательных мер и инициатив.
Одновременно усиливается добровольный контроль или саморегулирование в передовых отраслях промышленности. Так, в последние годы заметно сближение между представителями регулятора и бизнеса. Альянс компаний в сфере ИИ совместно с ФСТЭК России создали и подписали Декларацию об ответственном экспорте технологий искусственного интеллекта и программного обеспечения на их основе. Декларация устанавливает этические принципы и стандарты поведения, которыми стоит руководствоваться разработчикам при экспорте собственных гражданских решений в сфере ИИ. Стандарты включают общие принципы и правила и конкретные рекомендации по вопросам взаимодействия с иностранными контрагентами и уполномоченными государственными органами.

Фото: iStock
Мария Роскошная обратила внимание на изменения в работе специалистов. Раньше им было достаточно знать свою нишу и алгоритм работы, но сейчас в связи с частым возникновением новых вызовов приходится регулярно следить за изменениями экспортного контроля ключевых партнеров. Например, реализуя сделку с Китаем или ОАЭ, обязательным в работе экспертов является и анализ экспортконтрольного законодательства этих стран. Кроме того, важно следить за новациями контрсанкционного регулирования, в том числе за запретами на приобретение определенной продукции, а также на проведение платежей в определенных странах.
«Нам предстоят изменения санкционных и контрсанкционных процедур. Важно расширять спектр знаний, не ограничиваясь техническими деталями и знанием конечных получателей и конечного назначения товара. Для бизнеса это означает поиск оптимальных логистических маршрутов, возможностей проведения платежей без ограничений, совмещения интересов логистов, юристов и финансистов», – сказала эксперт.
Она отметила, что сложности могут возникнуть при продолжении взаимодействия с компаниями, ушедшими из России после 2022 г. Эти аспекты в текущий момент контролируют службы контрсанкционного комплаенса, когда надо обосновывать и аргументировать продолжение сотрудничества с компаниями из недружественных юрисдикций.
На мастер-классе «Санкции ЕС в 2025 г.: стратегии для России» Владимир Морозов пояснил, что возможность применения санкций как инструмента достижения целей внешней политики заложена в правовых основах ЕС. Их применение возможно по самому широкому спектру поводов – от обвинений в нарушении международного права до целей защиты прав человека. Важной особенностью санкций ЕС он назвал их принятие на наднациональном уровне при национальном надзоре за их исполнением, что порождает противоречия и определенные сложности в их реализации. Многообразие режимов, а также национального законодательства и практик правоприменения затрудняет ориентацию в санкциях ЕС.
Европа нередко стремится противодействовать вторичным санкциям других стран, в том числе США, позволяя не соблюдать ограничения против третьих стран, лиц и фирм. Однако европейские компании часто стремятся учесть санкционные риски и реализуют «оверкомплаенс» в этой сфере, не желая терять американский рынок и возможность вести платежи в долларах.
С 2022 г. все более значимую роль во введении ограничений играет именно Еврокомиссия, а национальные институты испытывают все большее давление наднациональных институтов, в том числе и в ужесточении ответственности за нарушение санкций. Если раньше была возможна административная ответственность, то сейчас оно расценивается как уголовное преступление. Эксперт обратил внимание на отличие в подходах к наказаниям и расследованиям. Их наибольшее число отмечено в Польше. Больше всего приговоров к тюремному заключению – в Нидерландах, но на небольшой или условный срок. В Германии число приговоров невелико, но сроки достигают 7 лет, а в Финляндии успешных расследований много, но наказания преимущественно ограничиваются штрафом от 11 000 до 15 000 евро.

Фото: iStock
Текущий этап развития санкционной политики ЕС отличается постепенной де-таргетизацией санкций, т.е. стремлением нанести максимальный ущерб, а также активной координацией собственных мер с партнерами, прежде всего с США. Если в 2014-16 гг. меры ЕС запаздывали по сравнению с американскими, то с 2022 г. они преимущественно синхронизировались. Еще одним трендом европейской политики стало активное применение механизма вторичных санкций. В частности, в 2024 г. принята поправка, по которой ограничения вводятся против компаний и физических лиц третьих стран, работавших с российскими подсанкционными лицами и компаниями.
Ключевыми факторами и рисками продолжения, усиления и, напротив, смягчения санкций Владимир Морозов назвал готовность ЕС сохранять приоритет политических целей над экономической целесообразностью, учитывая, что Европа понесла большие по сравнению с США потери за время санкционной войны с Россией.
Егор Прохин на своем мастер-классе «Формирование устойчивого бизнес-партнерства в условиях санкционных рисков» отметил, что за последние десятилетия санкции достигали своих целей примерно в одной трети случаев. По его словам, наибольшего успеха удавалось добиться против малых государств с недостаточно диверсифицированной и зависимой от импорта экономикой.
Санкции наряду с вызовами открывают и новые возможности, отметил Егор Прохин. Потеря рынков сбыта в Европе и других западных странах стала стимулом для переориентации на развивающиеся рынки Азии.
Завершая выступление, он подчеркнул: для налаживания успешного сотрудничества с иностранными компаниями на российском рынке необходима адаптация бизнес-стратегий с учетом действующих санкционных ограничений. Такой подход, по его мнению, должен быть комплексным и включать: анализ компаний, их бенефициаров и правоотношений на предмет санкционных рисков; оценку отраслевых и территориальных санкций, распространяющихся на планируемое сотрудничество; разработку решений и инструментов для оптимизации коммерческого взаимодействия в условиях ограничений.
Дополнительно он рекомендовал формировать для партнеров «дорожные карты» управления санкционными рисками и разрабатывать альтернативные сценарии действий, направленные на минимизацию потенциального негативного влияния на бизнес-партнерство.
Все представленные в материале мнения являются исключительно личной позицией участников семинара и автора.