Экономика впечатлений охватила практически все сферы продажи товаров и услуг. Образование не осталось в стороне: методы эмоционального воздействия, вовлеченности, геймификации и мультимедийные технологии активно используются в преподавании. Какие приемы экономики впечатлений применяются на уроках финансовой грамотности и как еще можно сделать их максимально интересными и продуктивными, рассказала на вебинаре сотрудник Межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ — Пермь Кристина Чашникова.
Вебинар был организован Федеральным методическим центром по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
Мы покупаем не продукты, одежду или модные аксессуары и гаджеты, а эмоции, которые получаем в процессе приобретения. Согласно исследованию компаний Eventbrite и Harris, 78% миллениалов предпочитают тратить деньги на впечатления, а не на вещи. Концептуально экономика впечатлений как раз базируется на стремлении клиентов испытывать максимально яркие эмоции от приобретения товаров или услуг и нацелена не только на предоставление качественных услуг и сервиса, но и на формирование у потребителя приятных впечатлений и ассоциаций. Впервые термин был использован в книге экономистов Джеймса Гилмора и Джозефа Пайна «Экономика впечатлений: Как превратить покупку в захватывающее действие». Элементы экономики впечатлений применяются во многих сферах — от туризма до инвестиционного менеджмента.
«Мы идем в дорогую кофейню не для того, чтобы просто выпить кофе, нам хочется получить эмоции от посещения и совершить этот небольшой ритуал. Продавец в такой экономике похож на актера, создающего новые впечатления для потребителя. Впечатления хоть и неосязаемы, но они ценны, потому что не имеют срока годности», — подчеркивает Кристина Чашникова.
По ее словам, принципы формирования впечатлений в поведенческой экономике могут быть полезны также для создания эффективного обучения. «С целью наиболее эффективно обучить студента следует формировать у него эмоции по аналогии с экономикой впечатлений», — говорит эксперт.
Чтобы грамотно применять элементы экономики впечатлений в образовании, важно понимать саму структуру впечатления. В его основе лежат несколько составляющих: развлечение, обучение, эстетика и эскапизм (уход от реальности). Обучение, основанное на этих принципах, должно быть интерактивным и формировать у учеников позитивные образы, чтобы надолго удерживать внимание.
Аналогичный подход может быть эффективен и при проведении уроков по финансовой грамотности. Кристина Чашникова исследовала, как они проводятся в школах России, и пришла к выводу, что многие методы экономики впечатлений для развития финансовой культуры уже используются в российских школах, например компьютерные игры и тематические экскурсии.
Запоминающееся впечатление помогает сформировать даже чтение художественной литературы. «Например, популярная басня “Стрекоза и муравей” Ивана Крылова демонстрирует ученикам важность стратегии сберегательного поведения, а в “Мертвых душах” Николая Васильевича Гоголя рассматриваются последствия мошенничества», — перечисляет она.
Авторы детской литературы теперь все чаще создают специальные художественные произведения, где в основе историй лежит обучение принципам финансовой грамотности. Среди примеров таких книг Кристина Чашникова назвала «Бережливого дельфина Дейзи» Дага Локхарта, «Лесную биржу» Эдуарда Матвеева, «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой и др. «Чтение таких книг с детьми, подкрепленное рефлексией и обсуждением прочитанного, — незаменимый инструмент в обучении финансовой культуре», — заметила эксперт.
Студенты Медицинского колледжа № 1 принимают участие в финансовой онлайн-игре «Вклад», фото: medcollege.ru
Еще одним эффективным методом в обучении является геймификация: использование игровых технологий стимулирует умственную активность, повышает вовлеченность и интерес к поиску новой информации. По словам Кристины Чашниковой, настольные игры имеют низкий порог вхождения и могут быть использованы в образовательных целях, маскируя обучение под игру. В качестве примера она привела финансовую игру «Вклад» от благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее». Игра доступна на мобильных устройствах и позволяет игрокам попробовать себя в планировании и принятии финансовых решений. Они также учатся критически мыслить и оценивать рентабельность вложений.
Среди интересных и познавательных видеороликов и аудиоматериалов спикер выделила созданный при участии Минфина РФ подкаст «Крош и грош» с героем знаменитого мультсериала «Смешарики» в главной роли и мультфильм о мальчике Пете от Банка России.
В качестве интерактивного занятия учеников водят в тематические музеи — Музей Банка России, Музей истории денег (Гознака), Музей Пермской печатной фабрики и многие другие. Развитие онлайн-образования позволяет школьникам из всех уголков страны посещать виртуальные музеи, например Музей финансовых пирамид «СтопПирамида» или проект «TechНалогия» от Юридического института ВлГУ.
Интеграция элементов экономики впечатлений в образовательный процесс открывает новые горизонты для обучения финансовой грамотности, делая его более интерактивным, увлекательным и эффективным, подчеркивает Кристина Чашникова.