Глобализация не может полностью сойти на нет, Россия — один из ее главных бенефициаров, с нашей страной торгуют все, отмечают эксперты. Но для повышения сопротивляемости внешним шокам важны объединения, такие как ЕАЭС. Об этом говорили на пленарной сессии «ЕАЭС в новом глобальном контексте: перспективы Большого евразийского партнерства», прошедшей в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Евразийская экономическая интеграция и ее институты сталкиваются сегодня с фундаментальным вызовом, сказала проректор НИУ ВШЭ Виктория Панова, открывая работу пленарной сессии. По ее словам, сейчас меняются базовые условия международного экономического сотрудничества: мировая экономика, сохраняя свою взаимосвязанность, приобретает все большее региональное или макрорегиональное измерение.
«Усиливаются новые центры притяжения в международной торговле, инвестиционном сотрудничестве, обмене технологиями и финансовом секторе. Набирает обороты процесс движения в сторону использования национальных валют в двусторонней торговле, — говорит модератор пленарной сессии. — В целом мир стремительно меняется. И перед ЕАЭС, и перед всем евразийским пространством стоит задача отвечать на возникающие вызовы и пользоваться новыми возможностями. Приобретают новое значение финансовые, торгово-экономические, институциональные и транспортно-логистические возможности, связанные с развитием ЕАЭС и его общего рынка, укреплением связей между странами ЕАЭС и другими государствами Большой Евразии, создание защищенных от внешних шоков логистических систем».
Поэтому, по мнению Виктории Пановой, важнейшими для пристального экспертного обсуждения становятся задачи сопротивляемости ЕАЭС текущим шокам, которые связаны с острым конфликтом Россия — Запад. Поэтому главной задачей она видит формирование на евразийском пространстве зоны доверия и взаимной экономической открытости в условиях все более нестабильного положения мировой экономики в целом.
«Сегодня мы имеем возможность наблюдать, как страны, участвующие в различных интеграционных форматах, активно развивают и расширяют как двусторонние, так и многосторонние экономические отношения, создавая дополнительные точки роста в регионах, повышая свою конкурентоспособность и формируя новые логистические маршруты, кооперационные связи и цепочки добавленной стоимости», — отметил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Он уверен, что события 2022 года показали истинное отношение западного мира не только к России, но и к ее торгово-экономическим партнерам. «Мы видим, что главной целью коллективного Запада является подорвать нашу совместную работу, нацеленную на повышение уровня жизни граждан, и разрушить то, что мы с вами и нашими основными партнерами создавали годами, — говорит замминистра. — Это лишний раз подчеркивает необходимость повышения уровня взаимодействия по всем направлениям сотрудничества, а также усиления интеграционных процессов в рамках таких крупных, базовых интеграционных объединений в евразийском регионе, какими, безусловно, являются Евразийский экономический союз, Содружество независимых государств, ШОС, БРИКС».
Посол по особым поручениям Большого евразийского партнерства (БЕП) МИД России, су-шерпа России в «Группе двадцати» Марат Бердыев сообщил, что большую роль в налаживании деловых связей между странами могла бы играть организация БЕП. В то же время «создание такой мировой системы, которая была бы многополюсной, которая бы отвечала триединой задаче — единства наших народов, нашей планеты и нашего будущего, — это официальный девиз БЕП», добавил посол.
Научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев полагает, что «Россия является основным выгодополучателем глобализации в настоящее время». По его словам, с Россией торгуют сейчас все. «Это показатель того, что глобализация, свободная рыночная экономика в глобальном масштабе работают. Мы знаем, что наши китайские друзья не хотят уничтожения глобализации, они понимают, что в современных условиях может быть два способа развития: либо развитие с опорой на всеобщую открытость, либо развитие с опорой на спонсора. Россия и Китай выбирают развитие с опорой на всеобщую открытость», — убежден Тимофей Бордачев.
Тему глобализации продолжил вице-президент Шанхайского центра стратегических и международных исследований (Китай) Нельсон Вонг. «Мир постоянно меняется, и ландшафт национальных экономик может легко измениться. Кто бы мог подумать тридцать лет назад, что Китай станет второй по величине экономикой в мире... Мы, китайцы, по своей природе торговцы, и дух предпринимательства диктует нам приветствовать различные возможности, которые могут принести положительный результат», — подчеркнул Нельсон Вонг. «Инициатива “Один пояс — один путь” — пример того, как Китай стремится расширить свою экономику в глобальном контексте. Инициатива России по созданию БЕП нашла отклик в Китае, поскольку ее целью является улучшение взаимосвязей, что будет способствовать экономическому развитию всех стран региона Евразии», — отметил Нельсон Вонг.
О глобальном сотрудничестве говорил и исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата» (Киргизия) Кубатбек Рахимов. «Сейчас в Центральной Азии активно поднимается дискурс о деколонизации в таком постколониальном аспекте», — отметил он. «Мы провели в Киргизии “хирургическую операцию” отделения нашего золоторудного актива от “добрых самаритян” из Канады. В итоге мы сразу получили рост ВВП 7%», — рассказал он, добавив, что с учетом вовлечения Киргизии в Евразийский союз рост ВВП прогнозируется на уровне 10%. По его убеждению, «ресурсный национализм в сочетании с правильной вовлеченностью в экономические блоки и выполнением наших союзнических обязательств внутри Евразийского союза дает нам основание сделать вывод, что ресурсный национализм — это очень важный элемент в борьбе за контур новой геоэкономики Евразии».