Объем глобальной космической экономики в прошлом году превысил 540 млрд долларов, из которых 79% приходится на частный сектор. Развитие космоса влияет на науку, политику, экономику, культуру и климат, а также создает новые вызовы для космической дипломатии и международного права. О перспективах и подходах к решению космических проблем говорил эксперт и член Совета по космосу РАН Валентин Уваров на лекции «Актуальные вопросы космической экономики и политики сквозь призму космического мусора. Два в одном: принцип домино и синдром Кесслера», организованной факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Прорыв в космической экономике
«В начале 2000-х годов заговорили о “Новом космосе”, а в 2007 году появилось первое определение космической экономики», — отмечает заместитель председателя Экспертного совета по совершенствованию законодательного регулирования космической отрасли Комитета Совета Федерации по экономической политике, эксперт Счетной палаты и Международного дискуссионного клуба «Валдай», член Международного института космического права и Совета по космосу РАН Валентин Уваров.
«Новый космос» (Space 2.0) — это один из этапов в истории космонавтики, характеризующийся активным участием негосударственных компаний после периода высокой закрытости отрасли. Ассоциируется он прежде всего с американским предпринимателем и владельцем SpaceX Илоном Маском, его ракетами-носителями Falcon и группировкой интернет-спутников Starlink.
Этап Space 2.0 открыл миру космическую экономику. В 2007 году Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) опубликовало документ под названием «Структура стратегических коммуникаций. План реализации», в котором определение понятия было близко к деятельностному подходу.
«Сегодня наиболее широко используется гибридное определение, данное Организацией экономического сотрудничества и развития в 2012 году», — уточняет Валентин Уваров.
Космическая экономика — это «вся деятельность, включая использование ресурсов, которая связана с созданием и обеспечением экономической ценности и выгод для людей в процессе изучения, понимания и использования космоса».
К этой области относятся все государственные и частные субъекты, участвующие в разработке, продвижении и использовании связанных с космосом продуктов и услуг, например исследования, создание космической инфраструктуры, а также научные знания, полученные в результате такой деятельности.
С начала 2000-х идет количественное и качественное изменение состава субъектов космической деятельности. К настоящему времени выделены четыре основные категории: правительства, международные космические агентства, частные компании, международные организации.
«Сегодня идет гонка за лидерство в космической экономике. Это конкуренция за технологический приоритет, за экономическую мощь и за наиболее эффективное правовое регулирование», — подчеркивает эксперт.
Общий объем глобальной космической экономики в 2023 году достиг 546 млрд долларов, а показатель среднегодовых темпов роста составил 8%. Быстрее всего растут услуги спутниковой связи (17%) и производство спутников для коммерческого сектора (35%). На частный сектор приходится 79% от глобального объема космической экономики.
Теперь космос оказывает влияние не только на экономику, науку и политику, но также и на культуру, климатическую повестку и технологии. При этом космическая дипломатия находится на пересечении старой геополитики и новых направлений сотрудничества, подчеркивает спикер.
Глобальная проблема и международные инициативы
Однако у бурного роста и развития сектора есть и оборотная сторона: будущему человечества уже сейчас угрожает искусственный мусор в открытом космосе. Это неработоспособные спутники, вторая и третья ступени ракет-носителей, разгонные блоки и т.д. Так, специалистам несколько раз в год приходится корректировать орбиту международной космической станции, чтобы избежать столкновения с подобными объектами.
«При этом нет принятого на международном уровне определения термина “космический мусор”, — подчеркивает Валентин Уваров. — Из-за наличия различных определений в документах по космосу происходит терминологическая путаница».
Так, в Руководящих принципах Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора говорится: «Для целей настоящего документа космический мусор определяется как все искусственные объекты, включая их фрагменты и элементы, находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу, которые являются нефункциональными».
В космическом пространстве иногда летает и не совсем стандартный искусственный мусор. В 2018 году американская компания Tesla запустила на орбиту на ракете Falcon Heavy электрокар Roadster в качестве полезной нагрузки. В 2020 году машину признали космическим мусором. Она вошла в Общий каталог искусственных космических объектов (GCAT), и сейчас спорткар Илона Маска продолжает свое путешествие в космосе.
Межагентский координационный комитет по космическому мусору (IADC) приводит актуальные на 2023 год цифры: на околоземной орбите присутствует более 30 тыс. объектов космического мусора размером 10 см и более и около 900 тыс. объектов размером более 1 см.
По словам Валентина Уварова, государства, активно осваивающие космическое пространство, предпринимают попытки решить данную проблему. Так, например, в США в июле 2023 года Управление космической торговли презентовало дорожную карту Traffic Coordination System for Space. Ведомство заявило, что будет развивать систему предоставления данных, которая объединит сведения государства и коммерческих компаний «для предоставления действенной космической ситуационной осведомленности гражданским и коммерческим спутниковым операторам». Всего будет три программно-аппаратных комплекса: от NASA — HORIZON, от Министерства торговли — OASIS и SKYLINE.
Европа в июле 2023 года представила Хартию Европейского космического агентства (ЕКА) по достижению нулевого мусора к 2030 году. В ноябре ЕКА опубликовало требования по предотвращению образования космического мусора (ESA Space Debris Mitigation Requirements) и определило проектные и эксплуатационные меры, направленные на предотвращение образования космического мусора и его распространения, контроль риска столкновения, улучшение очистки орбиты и т.д.
«В Китае по-прежнему нет системного законодательства по космосу. Но это не мешает китайским ученым и исследователям выпускать большое количество публикаций и активно выступать на международных площадках», — отмечает эксперт. Судя по опубликованной Белой книге по космосу (China’s Space Program: A 2021 Perspective), в ближайшие пять лет Китай продолжит расширять свою систему управления космической средой, усилив контроль за космическим движением и защиту своей космической деятельности (повысит потенциал аварийного резервирования, неуязвимость и живучесть), запланировав создание системы защиты околоземных объектов и мониторинга космического климата.
Фото: iStock
В России объекты, в том числе космического мусора, отслеживаются Автоматизированной системой предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), которая в обновленном варианте получит название «Млечный путь». С учетом развития и создания перспективных оптико-электронных, радиолокационных средств и совершенствования научно-методического аппарата система позволит обнаруживать космические объекты размером 5–7 см и более на высотах до 2500 км, размером 10–15 см и более — на высотах 2500–45 000 км, размером 0,5–1 м — на высотах более 45 000 км.
«Нынешнее развитие событий может привести к такой ситуации, когда космический мусор будет либо яблоком раздора, либо костью, за которую дерутся. Нюансы библейских сюжетов здесь не столь важны, поскольку важно то, что, прежде чем мы станем свидетелями синдрома Кесслера (теоретическое развитие событий на околоземной орбите, когда космический мусор приводит к полной непригодности ближнего космоса для практического использования. — Ред.), может начаться эффект домино в сложившейся системе международного космического права», — отмечает Валентин Уваров.
Он уверен, что нужен пилотный проект по кооперативному удалению наиболее опасных объектов на низкой околоземной орбите, включая:
- рамочное соглашение о сотрудничестве;
- принципы сотрудничества;
- процесс планирования и сроки выполнения работ;
- бизнес-модель миссии по восстановлению.
«В России не хватает специалистов-международников, которые были бы способны посмотреть на космос в контексте космической экономики. Сможет ли космический мусор сблизить мировую экономику и мировую политику?» — задался вопросом Валентин Уваров и оставил его открытым. Он также отметил, что факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ имеет все возможности для подготовки специалистов в области космической экономики и политики.