Внутренний молодежный туризм становится все более заметным и весомым направлением отечественной туриндустрии. Его аудиторию привлекают не пакетные, а авторские туры. Молодые путешественники приветствуют нестандартный и ценностно ориентированный подход, а работающие с ними предприниматели уделяют внимание не только извлечению прибыли, но и поиску новых смыслов и реализации социальных миссий. Студентка магистратуры «Сравнительные социальные исследования» Екатерина Тюрина изучила практики молодежного туризма и мотивацию их организаторов. Результаты своего исследования она представила на семинаре проектной группы «Туризм в пространстве стилей жизни».
Авторский трек вместо пакетного тура
По данным Фонда общественного мнения, популярность российского внутреннего туризма с 2021 по 2023 год выросла на 7%. В отечественной туриндустрии появилось большое количество предпринимателей, предлагающих авторские туры, ориентированные в первую очередь на молодежь от 18 до 35 лет. Поскольку практика набирает популярность, она требует осмысления, считает Екатерина Тюрина.
Целью таких туров, по ее словам, является не только веселое путешествие — организаторы стремятся к созданию социальных связей в виде новых знакомств и поиска единомышленников.
«Если раньше люди шли как утята за уткой к крупным корпорациям, то теперь стремятся к индивидуальным турам», — заметил руководитель проектной группы, старший преподаватель кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Максим Маркин. Экономия на масштабе больших компаний с массовыми пакетными турами сменилась поиском индивидуального подхода. Зачастую за предпринимателями — организаторами индивидуальных туров стоит личный бренд, добавила доцент кафедры экономической социологии Евгения Надеждина.
Фото: iStock
Практика индивидуальных туров не нова. В ходе обсуждения аспирант школы по социологическим наукам Елена Швецова вспомнила пример Томаса Кука, который специализировался на турах для среднего класса и изредка организовывал эксклюзивные поездки в Египет для богатых туристов. Одним из таких туристов стал, например, коллекционер западноевропейского искусства Сергей Щукин. Теперь его фотографии, сделанные во время тех туров, можно найти в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Евгения Надеждина отметила, что этот пример — показательный для авторского туризма, который не являлся массовым.
Томас Кук (1808–1892) — английский предприниматель, впервые выдвинувший идею массового организованного и тематического туризма. Идея туризма как возможного досугового занятия вместо вредных привычек возникла у Кука в ходе общественной борьбы с пьянством. В 1841 году он основал первую в мире туристическую компанию Thomas Cook Group. Она организовывала поездки по Великобритании, Франции, Швейцарии, Северной Америке, Египту. После смерти Томаса Кука компания неоднократно меняла владельца, но оставалась крупнейшей туристической компанией Великобритании до своего закрытия в 2019 году.
Поиск единомышленников, а не дохода
Екатерина Тюрина признается, что хотела выявить новые практики предпринимателей в области молодежного туризма: определить их критерии успеха, мотивы, трудности в ведении бизнеса, а также позиционирование для потребителей.
Для этого она провела 17 полуструктурированных интервью с предпринимателями. Их опыт в бизнесе разнился: от 1 года до 6 лет. Кроме того, в качестве контрольной группы Екатерина опросила двух представителей классических туроператоров.
По результатам исследования она разделила предпринимателей на три типа в зависимости от мотивации.
1. Коммерсанты. Это операторы, которые работают для получения прибыли на популярных направлениях. Хотят привлечь как можно больше туристов. Успехом считают рост клиентской базы и увеличение размера собственной компании.
2. Путешественники. Организуют поездки из личного интереса к путешествиям и такому образу жизни, стремятся к поиску единомышленников больше, чем к получению прибыли. Успех для них — удовольствие от работы, сообщества и только в числе прочего — заработок.
3. Миссионеры. Смотрят на путешествие как на социальную миссию, будь то помощь молодежи или другой мотив. Могут вовсе не ставить в приоритет получение прибыли. Так, например, один из респондентов Екатерины ответил, что успехом считает положительное мнение о своем бизнесе: «Успешный бизнес — это когда все, что про него говорят... тебе не стыдно, тебе приятно слушать».
О социальной миссии предприниматели говорят так: «Это бизнес, который не только про зарабатывание денег, но и про то, чтобы сделать жизнь людей вокруг немного лучше».
Фото: iStock
«Путешественники и коммерсанты — это про “я”, а миссионеры — это про то, чтобы показать, как классно», — подчеркнул разницу типов Максим Маркин.
Курс на социальное предпринимательство
Смена тренда в туриндустрии отразилась не только на мотивации, но и на образе жизни предпринимателей, их приоритетах и подходах к бизнесу.
Работающие в туриндустрии бизнесмены могут не ставить целью получение прибыли от организации путешествий, при этом их бизнес имеет социальную направленность. Набрал популярность тренд на социальное предпринимательство.
Успех для предпринимателя из сферы молодежного туризма — это не только экономические показатели, но и реализация социальных мотивов и желаемого образа жизни благодаря бизнесу, подчеркивает Екатерина.
Предприниматели стремятся собирать тех, кто будет на одной волне, при этом им важно, чтобы в туре всем было комфортно.
Однако экономический аспект совсем игнорировать невозможно: чтобы оставаться на плаву в рамках социального предпринимательства, организаторы молодежных туров часто прибегают к коллаборациям, обмену клиентами и выкупу информации, отмечает исследовательница.
Одна из главных проблем организаторов молодежных туров — планы на будущее. Многие опрошенные Екатериной представители индустрии затруднялись ответить, как они намерены развиваться дальше в таком формате бизнеса. По ее мнению, предприниматель туристической сферы может выйти за рамки социального предпринимательства — менять целевую аудиторию, расширять набор предоставляемых услуг или трансформироваться в классического туроператора для получения заработка.
Фото: iStock
Говоря о других проблемах развития молодежного туризма, Екатерина Тюрина выделила:
— сезонность;
— сложности в сохранении баланса работы, путешествий и личного времени;
— недостаток ресурсов для развития;
— переговоры о долгосрочном сотрудничестве.
Уникальность вместо актуальности
В ходе исследования Екатерина Тюрина также собирала «облака слов» (визуальное представление тегов и категорий информационных ресурсов с целью выявления наиболее часто встречающихся понятий) с сайтов организаторов молодежных туров и классических туроператоров. В сравнении с традиционными туроператорами, на ресурсах которых главным словом было «актуальность», молодежные туры чаще всего связывают со словами «команда» и «знакомство».
Кроме того, в первом случае компании делают акцент на безопасности, комфорте и выборе направлений, а во втором — на уникальности, яркости и доступности поездок.
Она также обратила внимание, что важным инструментом развития молодежного туризма является социальное конструирование образа бизнеса. Это процесс, при котором предприниматели, организующие туры для молодежи, создают и используют определенные нарративы и образы, чтобы сформировать восприятие своего бизнеса в соответствии с социальными ожиданиями и предпочтениями молодежной аудитории, — иными словами, быть на одной волне со своими клиентами.
Общий тренд для предпринимателей в области молодежного туризма Екатерина сформулировала так: «Предприниматели реализуют возможность, а не открывают бизнес по вынужденным причинам». В приоритете для них — поиск единомышленников, любовь к путешествиям, а также возможность быть организатором и выбирать направления для туров, исходя из личного интереса.