Стремительно меняющиеся социальные практики, цифровые технологии и культура соцсетей порождает новые глаголы. Например, «постить», «лайкать», «газлайтить» или «флексить». Они имеют свои особенности употребления, особенно от первого лица. Как образуются такие слова и почему их спряжение порой нарушает традиционные правила русского языка, обсудили на семинаре в Вышке.
Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Школы филологических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ провела семинар, на котором обсуждался доклад старшего научного сотрудника лаборатории Ирины Фуфаевой «Я тебя не фолловлю и не газлайчу», посвященный особенностям употребления глаголов-неологизмов.
Докладчик пояснила, что изучала сохранение и исторических чередований звуков и букв в новых и прежних глаголах, обозначающих действия нового типа. Эти изменения – весьма интересный процесс, учитывая, что заимствованных глаголов, особенно образующихся с помощью тематических гласных, - таких, как постить или лайкать - не так много.
В отдельных глаголах, создающихся с помощью суффикса «-ирова-» - маршировать, картографировать, сканировать и др., - таких проблем не возникает, но есть много глаголов с чередованиями согласных в первом лице: «писать – пишу», «лететь- лечу», «искать-ищу». Было важно выяснить, действует ли чередование в новых глаголах, или нет.
Проблема создания первого лица возникала и прежде, например, в глаголе «пылесосить»: форма «пылесошу» не считается общепринятой, хотя «С» должно чередоваться с «Ш» в глаголах второго спряжения (например, носить-ношу), а форма «пылесосю» воспринимается с неловкостью самими говорящими, просто потому, что таких форм в русском языке просто нет: мы не говорим «просю» или «носю».
Докладчица привела пример недавнего диалога с сыном, сказавшего: «ты меня газлайтишь («газлайтить» - манипулировать другим, запугивать его, заставлять сомневаться в собственных силах, адекватности суждений и даже в воспоминаниях), на что она ответила, «нет, я тебя не газлайчу», используя форму с чередованием по образцу «крутить – кручу». Однако, отметила Ирина Фуфаева, при спряжении других глаголов, например, донатить, употребляется и «доначу» и (реже) «донатю».

Ирина Фуфаева
В глаголе «тусить» «С» и «Ш» должны чередоваться, но форма «тушу» не используется из-за совпадения со словом «тушить». Встречаются также сокращения: «сканю» вместо «сканирую» и упрощения в неопределенной форме (инфинитиве): «фоткать» (фотать) вместо «фотографировать» или «публичить» вместо «публиковать».
Чтобы понимать, как новые глаголы второго спряжения встраиваются в систему чередования, следует учитывать последний звук корня и возможность использования суффиксов -ова-/-ева- или суффикса мгновенного действия «ну».
Например, в первом лице презенса (настоящего времени) 2-го спряжения встречается чередование любить-люблю, ловить-ловлю.
Есть также видовые пары с суффиксом немедленного действия «ну» — например «хайповать-хайпануть», «зиговать-зигануть», «базовать – базануть».
Судя по интернет-речи, в большинстве случаев при образовании первого лица глагола «постить» предпочитается форма с чередованием: «пощу», но вот у глагола «комментить» встречается и форма «комментю».
Есть также немногочисленные новые глаголы с тематическим гласным «а»: «кликать», «юзать», «лайкать», где не предполагается чередования согласных.
Более показательны различия в образовании форм первого лица во втором спряжении».
Для более точного выявления тенденции сохранения или исчезновения классического чередования можно было бы провести проверку на корпусах, но она усложняется достаточно редким употреблением таких глаголов.
Чтобы выявить описанные тенденции, Ирина Фуфаева провела опрос, предложив 225 респондентам дописать форму первого лица к глаголам, употребленным в третьем лице: «он постит – я …»; «он гуглит – я…», «он донатит – я…» и др.
В целом ответы делились между чередованием, нечередованием, замешательством и новыми формами, придуманными респондентами, например «постит-посчу», вызванные стремлением сохранить корень. Новые, придуманные формы не единичны и образовывались по каждому глаголу, например, «хейтлю», «френдлю», или «газлайтлю». Вызваны они ситуацией, когда респондента не устраивали варианты с чередованием или без него.
Ирина Фуфаева полагает, что система исторического чередования расшатывается, темпы разрушения отличаются для глаголов разного типа, они выше всего в словах типа «флексить» и «фиксить»: больше людей выбирают «флексю» и «фиксю», чем «флекшу» и «фикшу».
Максимально сохранно чередование в словах, образуемых по типу обычных глаголов, чьи корни завершаются на губные согласные («любить – люблю): - «спамить-спамлю», а вот при образовании первого лица от глагола «виктимблеймить» (обвинять жертву в происшедшем с ней) десятки респондентов отказались сделать это, также часто люди отказывались от образования первого лица глаголов «факапить» и «соскуфиться», предпочитая аналитические формы, например, «стать скуфом».
Чередование т/ч оказалось наиболее часто встречающимся и принимаемым.

Фото: iStock
Очень часто замешательство возникало в чередовании ст/щ: 47 человек (более 20%) предпочли форму «бустю» в слове «бустить», еще 31 (13%) написали «бусчу», а традиционную (бустить – бущу) привели 95 респондентов (42%).
Серьезные разногласия возникли также при создании формы первого лица глагола «копипастить» - наиболее логичное «копипащу» употребили примерно две трети.
«Мы имеем новый материал и новые глаголы со старыми тематическими гласными, также мы имеем редко встречавшиеся ранее модели сокращения. Система исторических чередований расшатывается. Сейчас для многих людей у новых глаголов невозможна форма первого лица. Ситуацию спасает немногочисленность таких глаголов», — подытожила Ирина Фуфаева.
Научный сотрудник лаборатории Елизавета Громенко поинтересовалась, работает ли чередование при образовании первого лица глагола «абьюзить» (строить отношения в модели «агрессор-жертва», в которых первый периодически прекращает манипуляции, психологическое и физическое насилие).
По мнению докладчицы, классической формой должно быть «абьюжу», но такая форма для многих неприемлема, поскольку у таких глаголов есть негативная семантика.
Заведующий лабораторией, профессор-исследователь ФГН НИУ ВШЭ Максим Кронгауз полагает, что при продолжении работы необходимо более детально проанализировать причины, препятствующие образованию форм первого лица: например, неблагозвучие, сложность сохранения основы, непривычность произношения некоторых слов (например, «абьюжу»).
В обсуждении доклада также приняли участие ведущий научный сотрудник лаборатории Валерий Шульгинов и научный сотрудник Анна Комышкова.
Ирина Фуфаева добавила, что чередования заинтересовали ее, поскольку они давно перестали быть артикуляционными и сохранялись по инерции. Исторические чередования могут разрушаться и из-за выравнивания форм по аналогии: формы с неизменяемым корнем воспринимаются как более понятные.
По ее мнению, ситуация в новейших и относительно устоявшихся неологизмах («лайкать» или «юзать») отличается. В целом складывается тенденция, что более редкие формы употребляются как экспрессивные, а частые как общеупотребительные.