Профессия продакта возникла относительно недавно, но без нее современный мир уже непредставим. В условиях непрерывного роста IT-сферы и высокой конкуренции невозможно не развивать уже имеющиеся продукты. Как работают продакты, какие ключевые навыки и умения им важны и за счет чего успешные идеи превращаются в потребительские решения, рассказал преподаватель магистерской программы «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика» НИУ ВШЭ, CPO MTS Pay Антон Бут на одном из вебинаров для абитуриентов «Карьера современного продакта: как попасть в индустрию, как быстро вырасти и что изучать».
Продакт, или продакт-менеджер, — это специалист, который занимается планированием, разработкой и запуском продукта или услуги, а также придумывает новые функции, продолжая работать над продуктом после его появления на рынке.
Чтобы у любой компании, как давно существующей, так и только возникшей, было будущее, нужен человек, обладающий видением стратегии, который при этом сможет организовать работу, расставить приоритеты. Этим человеком и является продакт, поясняет Антон Бут.
Продакт следит за тем, чтобы продукт развивался, удивлял и радовал потребителя, поддерживая его конкурентную привлекательность на основе пользовательского опыта, а также за тем, чтобы процесс разработки улучшений не был похож на хаос.
Антон Бут — CPO (Chief Product Officer), директор по продукту MTS Pay. Прошел путь от маркетолога до продакта одного из крупнейших финтех-продуктов в стране (3+ млн пользователей, 50+ сервисов). Работал в сервисе «Островок». Преподаватель магистерской программы НИУ ВШЭ «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика».
Продакта, подчеркивает Антон Бут, от представителей всех остальных тесно связанных с IT профессий отличают два принципиальных момента.
- Нет содержимого
Там, где условный фронтендер (тот, кто создает пользовательский интерфейс) или таргетолог (тот, кто отвечает за создание алгоритмов, которые будут демонстрировать пользователю контент, соответствующий его интересам) будут сидеть, устремившись в глубины переплетений строк собственного кода, выискивая, порою тщетно, ошибку, не дающую программе запуститься, продакт будет спешить со встречи с SEO, где они согласовывали свои видения результата, на летучку, где он должен организовать работу команды, не давая ей погрязнуть в бессмысленных попытках реализовать все фичи разом.
Но не стоит полагать, что продакт может обойтись совсем без понимания кода. Эти знания ему необходимы в работе с командой, чтобы иметь возможность самостоятельно оценить результаты подчиненных и ставить им адекватные цели, а также при взаимодействии с руководством, при котором важно уметь бегло оценить сложность его затей и быстро сделать вывод об их целесообразности.
Однако, несомненно, софт-скилы для продакта важнее, чем хард-скилы, ведь главная его обязанность — объединить усилия разных структур в компании и внутри команды для достижения цели. Его функция — не давать руководству и программистам браться за все задачи разом.
- Нет содержимого
Если в начале карьерного пути зарплата джуна сравнима со ставкой того же маркетолога, то с ростом квалификации любой айтишник рискует рано или поздно упереться в потолок, ведь людей, способных хорошо писать код, много, а суперпрофессионалы нужны далеко не каждой компании.
Карьера продакта, начинаясь с управления небольшими группами из нескольких человек, которые реализуют одну незаметную фичу, вполне может привести его в руководство сначала отдела, а затем и всей компании.
Также стоить отметить, что если у бэкендера (разработчика серверной части IT-продукта) достаточно конкурентов, то на продактов спрос только растет, особенно этот рост усилился на фоне резкого всплеска миграции в последние годы.
Мало быть толковым специалистом, подчеркивает Антон Бут, не менее важно для успешной карьеры уметь правильно себя презентовать компании, продемонстрировать, почему именно ты — тот, кто им нужен.
Для этого на собеседовании стоит говорить не об обязанностях на прошлом месте работы и не о том, что ты можешь сделать. Необходимо продемонстрировать уже имеющиеся достижения, показать результаты своей работы и быть способным объяснить их релевантность для данной компании. Конечно, на собеседовании важно помнить банальную истину: уверенность располагает, поэтому важно подавить в себе волнение до встречи с HR и не бояться демонстрировать в разговоре инициативу, подчеркивает эксперт.
Магистратура «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика» уже 5 лет готовит руководителей для коммуникационной индустрии. Здесь учат управлению продуктом, проектами, данными в цифровых экосистемах и крупных корпорациях. Студенты программы изучают современные технологии, анализ данных и искусственный интеллект в коммуникациях.