Шинуазри: российско-китайский диалог на художественном уровне

Фото: iStock
Фото: iStock

Длительное взаимодействие России и Китая породило тесные культурные контакты и заимствования. Предметы искусства на протяжении многих лет пользовались спросом у российской элиты и обывателей. Загадочный и необычный Китай до сих пор привлекает многих отечественных художников и общественных деятелей.

Центр восточных культур факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом имени П.М. Третьякова представил специальный номер журнала «Русское искусство», посвященный теме российско-китайского культурного диалога. 

Редактор Мария Разумовская рассказала, что первый номер журнала вышел в 1923 году в Петрограде. Его редакторы — знаменитые деятели отечественного искусства Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Павел Муратов и Осип Мандельштам — провозгласили, что ключевыми принципами издания станет далекое от собирательства и эклектизма отражение художественного бытия в целом и сохранение лучших страниц прежнего искусства, их новое прочтение. В то время вышло всего три номера журнала, затем он был закрыт.

В 2004 году его издание возобновилось благодаря усилиям семей меценатов, а в 2024 году журнал одновременно отметил юбилей со дня выхода первого номера и 20-летие восстановления. «Мы зрелое издание, но молодое душой», — подытожила Мария Разумовская. 

Фото: iStock

Сейчас журнал выходит раз в квартал и пользуется спросом по всей России, он стремится просвещать читателей, рассказывая им о национальных и исторических традициях, культурных ценностях. Его авторы — известные художники, искусствоведы, культурологи и публицисты. 

В 2024 году четвертый номер журнала был посвящен диалогу искусств России и Китая. Арт-директор Марина Аветисян представила визуальный ряд номера, начинающегося статьей о дворцовом комплексе Екатерины II, построенном архитектором Антонио Ринальди. Это сооружение считается вершиной стиля шинуазри, характерной чертой которого является применение китайских декоративных элементов. 

Шинуазри (фр. chinoiserie — «китайщина») — использование мотивов и стилевых приемов традиционного китайского искусства в европейской архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, оформлении архитектурных интерьеров и устройстве садово-парковых сооружений. По определению В.Г. Власова, шинуазри — это обобщенное название различных стилизаций под искусство Китая.

В разделе «Музей» представлена статья о подарках, врученных Николаю II при визитах официальных китайских делегаций, она отражает дипломатические отношения между Россией и Китаем в конце XIX — начале XX века и роль видного китайского государственного деятеля Ли Хунчжана в укреплении двухсторонних отношений. 

Отдельные статьи посвящены работе русской Духовной миссии в Пекине в XVIII–XX веках и жизни художника Александра Яковлева, чей интерес к Востоку привел его в Китай. Художник остался в КНР, а его работы представлены в галереях многих стран.

В разделе «Художник — картина» представлена история полотна «Великий Китай»: коллектив под руководством Ильи Глазунова создал триптих, посвященный 90-летию восстановления дипломатических отношений СССР и Китая. Сейчас картина размером 7,5х19,5 м находится в экопарке «Юхновград», три ее части посвящены истории Китая.

В журнале также представлены материалы о выставке «Пусть расцветают все цветы» в Музее искусств народов Востока. В ней собраны работы китайских мастеров середины XX века из коллекции музея. Она отражает взаимодействие традиций и новаций в декоративно-прикладном искусстве.

Куратор онлайн-проектов журнала Виктория Копылова рассказала о продвижении журнала. Он развивается в нескольких направлениях. «Русское искусство» — информационный партнер многих ведущих музеев и рассказывает об их выставках и других мероприятиях. Важной частью продвижения стали презентации журнала в университетах, библиотеках и посольствах. 

Другой ключевой компонент продвижения — работа в социальных сетях, особенно в ВК и Telegram. Виктория Копылова подчеркнула, что журнал готов к сотрудничеству с любыми авторами, способными предложить яркие и интересные статьи. 

Фото: iStock

Отвечая на вопросы студентов образовательной программы НИУ ВШЭ, Виктория Копылова отметила, что в номере особое внимание уделено периоду рубежа XIX–XX веков, когда взаимодействие между Россией и Китаем значительно активизировалось.

Мария Разумовская добавила, что в специальном номере подробно рассказано о формировании и развитии стиля шинуазри. Она также сообщила, что журнал, изначально задуманный как издание о живописи, касается всех видов искусства: архитектуры, музыки, скульптуры, а в новом номере широко представлены также народное художественное творчество и архитектура стиля шинуазри. 

Она отметила, что номер сконцентрирован на традиционном ханьском искусстве, но в нем есть статья о Харбине и его русской общине. «Мы пытались проследить синергию наших культур и влияние двух национальных традиций», — сказала редактор журнала.

После представления журнала приглашенный преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики художница Анна Донченко рассказала о традиционной китайской живописи чжунгохуа, или гохуа. 

Дата публикации: 17.02.2025

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: